Трикотаж отличается
по строению от ткани тем, что состоит
из петель, переплетающихся между собой
в поперечном и продольном направлениях.
Вид переплетения трикотажа определяется
формой, размерами, расположением петель
и связями между ними. Нить, образующая
петлю, находится в силовом взаимодействии
с соседними петлями, благодаря чему
сохраняются определенные размеры и
форма петель. Основными параметрами
петли, во многом определяющими
физико-механические свойства трикотажа,
являются длина нити в петле, номер и
волокнистый состав нити. Петля (рис.
VII-20) состоит из остова 1-2-3-4 и протяжки
4-5. Остов петли, в свою очередь, имеет
петельные палочки 1-2 и 3-4 и игольную дугу
2-3. Протяжка 4-5 соединяет остовы петель,
последовательно образованных одной
нитью.
Петли, располагающиеся
в трикотаже по горизонтали, образуют
петельный ряд, высота которого обозначается
буквой В. Петли, нанизанные друг на друга
по вертикали, образуют петельный столбик.
Расстояние между двумя соседними
петельными столбиками называется
петельным шагом и обозначается буквой
А.
Переплетением
называется определенный порядок
расположения и соединения петель в
трикотажном полотне или изделии.
Переплетение оказывает большое влияние
на строение, внешний вид и физико-механические
свойства трикотажа. Применяя то или
иное переплетение, можно получить
трикотаж разной толщины, плотности,
прочности, растяжимости, пористости, с
различными рисунками и узорами, разной
фактурой лицевой стороны и изнанки.
Выбор переплетения зависит в основном
от назначения трикотажного изделия, от
того, какие требования будут предъявлены
к нему в процессе использования.
Все трикотажные
переплетения делятся: на два класса —
кулирные и основовязаные и три группы
— главные, производные и рисунчатые.
Кулирные
переплетенияполучают из одной или
нескольких нитей путем последовательного
изгибания в петли.
Основовязаные
переплетенияполучают при одновременном
прокладывании нитей основы на все иглы,
образующие петли в одном горизонтальном
ряду, при одновременном фронтальном
образовании петель в каждом ряду, сдвиге
гребенки, прокладывающей нити при
образовании каждого нового ряда петель,
вправо или влево на один, два и более
игольных шага.
К главным
кулирнымпереплетениям относятся
кулирная гладь, ластик 1:1 и двухизнаночный
трикотаж.
Кулирная гладь– одинарное переплетение с неодинаковыми
лицевой и изнаночной сторонами. На
лицевой стороне глади — ярко выраженные
петельные столбики, а на изнаночной –
игольные дуги. Гладь обладает малой
толщиной, большой растяжимостью и
эластичностью, распускается с верхнего
и нижнего краев по направлению петельных
рядов, закручивается по краям. Применяется
в производстве верхних, бельевых и
чулочно-носочных изделий.
Ластик 1:1–
двойное переплетение, имеющее одинаковые
лицевую и изнаночную стороны; каждая
из них сходна с лицевой стороной кулирной
глади, имеет отчетливо видимые петельные
столбики. Ластик обладает высокой
растяжимостью и упругостью в поперечном
направлении, распускается только в
направлении обратном вязанию, не
закручивается. Применяется при выработке
верхних, бельевых и чулочно-носочных
изделий.
В трикотаже
двухизнаночного переплетенияобе
стороны одинаковые и представляют собой
как бы изнаночную сторону кулирной
глади. Трикотаж этого переплетения
имеет почти одинаковые растяжимость и
эластичность в долевом и поперечном
направлении, а также значительную
толщину; применяется для изготовления
головных платков, верхнего трикотажа.
К производным
кулирнымпереплетениям относят
производную гладь и интерлок.
Интерлок по
внешнему виду похож на ластик, однако
отличается по структуре: представляет
собой сочетание двух ластиков и при
растяжении поперек почти не видно
игольных дуг. Переплетение интерлок
придает трикотажу значительную плотность,
повышенную прочность и эластичность,
малую распускаемость. Применяется в
производстве верхних и бельевых
трикотажных изделий.
Рисунчатые
кулирныепереплетения применяются
в трикотаже для улучшения внешнего вида
изделий и придания им новых свойств:
уменьшения распускаемости и растяжимости,
создания рельефных и ажурных узоров,
цветных рисунков и т.д. Они образуются
на базе главных и производных переплетений.
Разнообразие достигается изменением
строения базовых переплетений — их
комбинаций, пропусками петель, введением
дополнительных нитей. В группу рисунчатых
переплетений входит большое количество
всевозможных видов переплетений:
неполные, гладкие и рисунчатые покровные,
прессовые на базе кулирной глади и
ластика, плюшевые, футерованные
(начесные), малораспускающиеся,
жаккардовые, комбинированные и др.
Каждый вид обладает своеобразным внешним
видом и определенными свойствами. Так,
футерованное переплетение имеет начесной
ворс, значительную толщину, небольшую
растяжимость, повышенную мягкость и
хорошие теплозащитные свойства;
жаккардовое переплетение имеет рисунки
из разноокрашенных нитей, разные по
композиции и масштабу.
Покровные кулирныепереплетения получают путем прокладывания
на иглы одновременно двух или трех нитей
разных по цвету и волокнистому составу.
Покровный трикотаж делится на гладкий
и рисунчатый.
Гладкий покровный
трикотаж получают из двух нитей —
покровной, которая формирует лицевую
сторону, и грунтовой, формирующей
изнаночную сторону. По внешнему виду
гладкий покровный трикотаж напоминает
кулирную гладь, так как имеет на лицевой
стороне петельные палочки из покровной
нити, а на изнаночной стороне игольные
дуги из грунтовой нити. Отличие заключается
в том, что в покровном трикотаже петли
двойные из нитей различных по цвету и
волокнистому составу. Применяется это
переплетение для изготовления верхних
и бельевых трикотажных изделий.
Рисунчатый покровный
трикотаж бывает переменным и перекидным.
Переменный кулирный
трикотаж получают в том случае, когда
покровная и грунтовая нити прокладываются
на иглы в различной последовательности,
меняясь местами согласно заданному
рисунку. При использовании нитей разных
по цвету и волокнистому составу можно
получить разнообразные по композиции
и размеру рисунки. Покровные рисунчатые
переплетения используются при выработке
чулочно-носочных изделий.
Перекидной кулирный
трикотаж получают в том случае, если
покровная нить образует петли только
на некоторых иглах, а через остальные
перекидывается и выступает с изнаночной
стороны в виде непровязанных отрезков.
Грунтовая нить образует петли на всех
иглах. Применение разных по цвету нитей
и различных комбинаций в прокладывании
их на иглы дает возможность получать
небольшие рисунки в виде продольных
полос, треугольников и ромбов. Применяется
переплетения при выработке носочных
изделий.
Комбинированныепереплетения получают путем сочетания
двух или более разных видов переплетений
в одном полотне или изделии. Наиболее
часто применяются комбинированные
переплетения из сочетания кулирной
глади с ластиком 1:1 (репс), производной
глади с неполными ластиками (пике).
Трикотаж комбинированных переплетений
имеет красивый внешний вид, малорастяжим,
формоустойчив и мало распускается.
Неполныепереплетения получают путем выключения
в определенном порядке игл из работы,
в результате чего на них не образуются
петли, а на полотне получаются пропущенные
петельные столбики, которые создают
рельефные и ажурные узоры разнообразной
формы – от простых вертикальных полос
до сложных геометрических фигур. Неполный
трикотаж может быть одинарным и двойным,
простым и сложным.
Простой неполный
трикотаж представляет собой простое
переплетение (гладь, ластик) с пропущенными
петельными столбиками, сложные неполные
переплетения получаются путем комбинации
простых. Применяются комбинированные
переплетения при выработке верхних,
бельевых и чулочно-носочных изделий.
Прессовоепереплетение характеризуется тем, что
в процессе вязания нити прокладываются
на все иглы, но вновь образованные петли
сбрасываются не со всех, а только с
запрессованных игл. На незапресованных
иглах образуются петли увеличенных
размеров (вытянутые) с набросками в виде
незамкнутых петель. В трикотаже они
размещаются в определенном порядке и
образуют рельефные и ажурные узоры.
Прессовые переплетения образуются на
основе кулирной глади или ластика. Из
прессовых переплетений на основе ластика
наиболее широко распространены фанг и
полуфанг. Фанг имеет одинаковые лицевую
и изнаночные стороны за счет того, что
прессовые петли и наброски на них
образуются на всех иглах обеих фонтур.
Полуфанг имеет неодинаковые лицевую и
изнаночную стороны, так как прессовые
петли образуются только одной фонтурой.
Для полуфанга характерно наличие на
одной стороне удлиненных прессовых
петель с набросками, а на другой – более
коротких петель сжатой формы без
набросков. Переплетения фанг и полуфанг
по сравнению с ластиком обладают большей
толщиной и поверхностной плотностью и
прочностью, но меньшей растяжимостью
и распускаемостью. Применяются
переплетения при выработке верхних
трикотажных изделий, головных уборов.
К главным
основовязанымпереплетениям
относятсяцепочка, трико и атлас. В
чистом виде эти переплетения применяются
редко из-за низкой формоустойчивости
и используются чаще всего в сочетании
с другими переплетениями.
В группу производных
основовязаныхпереплетений входят
сукно и шарме.
Сукно –
одинарное переплетение, при его выполнении
гребенка получает сдвиг на два игольных
шага, а затем возвращается в исходное
положение. Лицевая и изнаночная стороны
сукна неодинаковы. На лицевой стороне
— петельные столбики с наклоном, а на
изнаночной — протяжки, входящие одна в
другую. Это переплетение чаще всего
используется для образования рисунчатых
переплетений: цепочка – сукно, трико-сукно
и др.
Шармеобразуется
при сдвиге гребенки попеременно вправо
и влево на три игольных шага. Лицевая
сторона в шарме ровная, но петли имеют
наклон в разные стороны. Изнаночная
сторона имеет более длинные протяжки,
которые образуют плотный застил, иногда
подвергающийся ворсованию. Это
переплетение чаще всего используется
для образования рисунчатых переплетений
(трико-шарме, цепочка – шарме).
Рисунчатые
основовязаныепереплетения
вырабатываются на однофонтурных и
двухфонтурных машинах с применением
двух или нескольких гребенок с полной
и неполной проборкой нитей. К рисунчатым
основовязаным переплетениям относятпокровные(трико-трико, трико-сукно,
трико-шарме и др.),филейные,
малорастягивающиеся(цепочка-сукно,
цепочка-шарме и др.),жаккардовые. Например, филейные переплетения
характеризуются наличием отверстий и
бугорков различной формы и величины,
которые создают на полотне определенный
узор, образованный в результате неполной
проборки гребенок и движения их при
прокладке нитей в противоположные
стороны с кладкой нитей триковой,
суконной, атласной и комбинированной.
Более сложные ажурные, рельефные и
цветные узоры могут быть получены с
применением нескольких гребенок с
неполной проборкой нитей разных цветов.
Филейные переплетения применяются для
бельевых, верхних и перчаточных изделий,
головных платков.
Трико-сукно
характеризуется тем, что имеет на лицевой
стороне петельные столбики без наклона,
а на изнаночной стороне протяжки,
входящие одна в другую. Трикотаж этого
переплетения обладает малой растяжимостью
и распускаемостью, применяется для
изготовления бельевых изделий, сорочек,
блузок.
Цепочка-сукно
получается при использовании двух
переплетений цепочки и сукна. На лицевой
стороне этого переплетения имеются
петельные столбики с наклоном, а на
изнаночной стороне протяжки сукна,
соединенные цепочкой. Трикотаж этого
переплетения имеет малую растяжимость
и распускаемость, применяется при
изготовлении мужских сорочек, платьев
и костюмов.
Появляются также
новые трикотажные полотна. В частности
получают распространение сетчатые
кулирные полотна.
Среди сетеизделий,
в зависимости от расположения в них
ячеек, различают сетеполотна, полотна
типа сеток (ситополотна), а также
сетополотна комбинированного типа.
Сетеизделия каждого
из основных типов различаются по способам
изготовления: в зависимости от них
изменяется структура ячеек, формы
взаимосвязи нитей их составляющих и
свойства сетеизделий.
Наиболее
распространены сетчатые основовязаные
полотна филейных переплетений с различным
размером сторон ячеек Разработанные
сетчатые кулирные потна изготавливаются
на кругловязальных машинах и плосковязальных
автоматах, снабжённых системами для
переноса петель. Новые структуры имеют
шестиугольную ячейку и петельные
столбики, расположенные с определённым
наклоном к горизонтали. За счёт вязания
дополнительных рядов и переноса петель
обеспечивается высокая формоустойчивость
полотна и более высокое сопротивление
полотна к роспуску и образованию затяжек.
Сетчатые кулирные
полотна с увеличенным размером ячеек
получены на основе неполного трикотажа,
что обеспечивает снижение поверхностной
плотности до 60-70 г/м2.
Модификация
структуры может быть получена провязыванием
дополнительного петельного ряда. При
провязывании дополнительных рядов
существенно уменьшается ориентация
петельных столбиков.
В настоящее время
одними из наиболее востребованных на
рынке является трикотаж зигзагообразных
или перекрёстных переплетений. К
зигзагообразному трикотажу относят:
двойной кулирный трикотаж, в котором
петли соседний столбиков в некоторых
рядах (согласно раппорту узора)
перекручиваются. Зигзагообразный
трикотаж позволяет получать полотна с
различными эффектами: от рельефных до
ажурных, что в наибольшей мере отвечает
постоянно меняющимся тенденциям моды.
Как показывает
анализ строения, свойств и способов
получения зигзагообразных переплетений,
их можно получить на базе любых кулирных
переплетений; как главных и производных,
так и рисунчатых и комбинированных
(исключение трикотаж плюшевого
переплетения).
Принцип выработки
зигзагообразного трикотажа заключается
в том, что одна игольница после образования
петельного ряда сдвигается по отношению
к другой на один или несколько игольных
шагов. Ритм сдвига игольниц оказывает
огромное влияние на внешний вид полотна.
На полуфанге и фанге, при данном ритме
сдвига получаются наклонные столбики,
при этом полотно (из-за перетяжки)
приобретает форму параллелограмма.
В основу классификации
трикотажа зигзагообразных или перекрёстных
переплетений положен вид базового
переплетения. В данную классификацию
входят зигзагообразные переплетения,
вырабатываемые на базе одинарных
переплетений: кулирной глади, кулирного
жаккардового переплетения, полного и
неполного фанга, полуфанга, полного и
неполного дойного жаккардового
переплетения, трубчатой глади, переплетения
с ажурным и рельефно-ажурным эффектом.
При
прочих равных условиях свойства
трикотажного полотна определяются
видом переплетения. По этому признаку
все трикотажные полотна подразделяют
на два класса: полотна главных переплетений
и полотна рисунчатых переплетений (рис.
2.5).
Полотна
главных переплетений
в свою очередь делят на два подкласса
— полотна базисных переплетений и
производных переплетений. Полотна
базисных переплетений
имеют простейшую структуру с
одинаковыми по размерам петлями.
Структура полотен
производных переплетений
создается за счет комбинации двух или
нескольких базисных, взаимосвязанных
так, что между петельными столбиками
одного помещаются петельные столбики
другого или несколько других таких
же переплетений.
Полотна
рисунчатых переплетений
образуются на основе базисных или
производных путем изменения вида и
размера петель и длины их протяжек,
порядка подачи нитей на иглы или путем
ввязывания дополнительных нитей для
получения какого-либо цветового или
узорчатого эффекта, а также изменения
некоторых свойств полотна (уменьшения
распускаемости, растяжимости,
улучшения теплозащитных свойств и
т.д.). Возможно также получение
рисунчатого переплетения путем
комбинированного применения обоих
способов, т.е. изменения структуры петли
и введения дополнительных нитей (рис.
2.6).
К
базисным кулирным переплетениям
относятся: одинарное — кулирная
гладь; двойные — ластик и двухизнаночное.
Кулирная
гладь
(чулочная вязка) — на лицевую сторону
выходят только петельные палочки,
она гладкая и блестящая. На изнанку же
выходят только петельные дуги, поэтому
эта сторона шероховатая и матовая
(рис. 2.6,1). Гладь обладает большой
растяжимостью, причем растяжимость
глади в ширину в 1,6 раза больше, чем
в длину. Прочность вдоль полотна в 1,6
раза больше прочности поперек. Степень
растяжимости глади обратно
пропорциональна толщине нити и прямо
пропорциональна длине петли, легко
распускается вдоль петельных рядов и
по направлению петельных столбиков.
Гладь обладает распускае- мостью в
направлении, обратном вязанию, если
образец связан на плоской вязальной
машине (имеет кромки); если же трикотаж
связан на кругловязальной машине, то
его можно распустить с обеих сторон.
Чтобы уменьшить распускаемость глади,
используют нити с повышенным коэффициентом
трения или трощенные в два сложения,
стремятся повысить плотность полотна
и уменьшить длину петли, толщину нитей,
растяжимость. Образец глади
закручивается с краев. По линии петельных
столбиков происходит закручивание на
изнаночную сторону, а по линии
петельного ряда — на лицевую. Степень
закру- чиваемости трикотажа зависит от
упругости нити
и плотности трикотажа.
На закручиваемость глади влияет также
крутка нити: чем выше крутка, тем
сильнее закручивание. Закручивае- доость
краев затрудняет раскрой и пошив. По
этой же причине иногда
возникает перекос петельных столбиков.
Гладь имеет деболыпую
толщину, равную двум толщинам нитей, из
которых она выработана. Полотно
характеризуется достаточно высокими
пористостью (с наличием большого
количества сквозных пор),
воздухо- и паропроницаемостью, небольшой
капиллярностью
и низкой теплозащитностью.
Применяется
гладь для изготовления бельевых,
верхних,, чулочно-носочных изделий,
перчаток.
Ластик
(резинка) — обе стороны состоят из
лицевых и изнаночных петельных
столбиков, расположенных в различном
сочетании (1+1, 1+2 и т.д.) (рис. 2.6,
2).
Ластик обладает боль-‘ шой упругостью
при его растяжении в ширину. Упругость
ластика повышается с повышением
плотности вязания и упругости нити,
из которой он выработан. Растяжимость
ластика 1+1 в ширину более чем в 3 раза
превышает растяжимость в длину. Толщина
и растяжимость ластика по ширине в 2
раза больше растяжимости глади, а
растяжимость по длине такая же, как и;
глади.
Ластик
1+1 распускается только в направлении,
обратном, вязанию. Поэтому ластик 1+1
можно обрезать снизу и не беспокоиться,
что он в дальнейшем распустится. Ластики
же других сочетаний лицевых и изнаночных
петельных столбиков нельзя оставлять
без закрепления их нижнего края, так
как каждыеIдва
одинаковых соседних петельных столбика
будут распус-, каться и образовывать
один петельный столбик, вследствие
чего ластик любого сочетания
превратится в конце концов в ластик
1+1.
Ластик
с одинаковым сочетанием лицевых и
изнаночных петель не закручивается с
краев ни по длине, ни по ширине, так, как
стремление петель одной стороны ластика
к закручиванию. нейтрализуется стремлением
петель другой стороны закручи-: ваться
в обратном направлении. Ластики, у
которых на одной стороне число петельных
столбиков больше, чем на другой, будут
закручиваться на ту сторону, где число
петельных столбиков больше.
Трикотаж
ластичного переплетения обладает
высокой сте-; пенью растяжимости в
ширину, эластичностью, хорошо облегает
фигуру человека и не стесняет его. Ластик
обладает высокими гигиеническими и
хорошими теплозащитными свойствами.
Сравнительно малая воздухопроницаемость
ластика еще более:
уменьшается,
если он выработан из пушистых толстых
нитей или пряжи.
Ластичным
переплетением изготовляют верхний и
бельевой трикотаж, ластики носков,
детских и спортивных чулок, шарфы и
другие изделия.
Двухизпаночное
(платочная вязка) — обе стороны трикотажа
похожи по внешнему виду на изнаночную
сторону
кулирной глади
(рис. 2.6, 3). Относительная растяжимость
изнаночного трикотажа в длину равна
его растяжимости в ширину. Растяжимость
по ширине двухизнаночного полотна и
кулирной глади
одинакова, а растяжимость по длине и
общая двухосная растяжимость
двухизнаночной глади больше, чем кулирной
глади. Разрывная нагрузка трикотажа
изнаночной глади по длине и ширине,
отнесенная к одной петле, а также при
испытании полоской такая же, как и у
кулирной глади. Толщина двухизнаночного
трикотажа вдвое больше толщины кулирной
глади и приблизительно равна толщине
ластика. Изнаночный трикотаж распускается
так же, как и гладь, т.е. в обоих направлениях.
Изнаночный трикотаж простых раппортов
не закручивается.
Применяют
двухизнаночное переплетение для
выработки головных платков и некоторых
изделий верхнего трикотажа (жакетов,
жилетов, джемперов).
К
производным кулирным переплетениям
относятся одинарное — производная
гладь и двойное — интерлочное.
Производная
гладь
— в этом переплетении в промежутки
между столбиками одной глади ввязаны
столбики другой глади (рис. 2.6,
4).
Растяжимость производной глади по длине
и ширине меньше растяжимости кулирной
глади. По длине производная гладь
имеет почти такую же прочность, как и
простая. Прочность по ширине примерно
в 2 раза выше кулирной глади. Толщина
производной глади равна двум толщинам
нитей, из которых она выработана.
Производная гладь более плотная и
тяжелая, имеет меньшее количество
сквозных пор, является менее воздухо-
и паропроницаемой. Производная гладь
в отличие от кулирной распускается
только в направлении, обратном вязанию,
причем производная гладь распускается
при одинаковых условиях труднее, чем
кулирная, так как роспуску препятствует
трение протяжек одной глади об остовы
петель другой, оставшейся целой. Образец
производной глади закручивается с
краев. Направление закручиваемости по
петельным рядам и столбикам такое же,
как у кулирной глади.
Производная
гладь применяется главным образом для
изготовления верхнего трикотажа.
Интерлок
(двуластик) (от англ. interlock
—
перекрещивающееся) представляет
собой сочетание двух ластиков, протяжки
которых перекрещиваются между собой
(рис. 2.6, 5). Интерлочное полотно имеет
застилистую и равномерную поверхность,
обладает высокой прочностью и устойчивостью
к истиранию, имеет красивый внешний
вид. Растяжимость интерлока меньше, чем
ластика, а эластичность несколько выше.
При этом растяжимость интерлочного
трикотажа по ширине больше, чем по
длине. Толщина интерлока приблизительно
равна толщине ластика. Интерлочное
переплетение, так же как и ластик,
распускается только в направлении,
обратном вязанию. Это переплетение
придает трикотажу значительную плотность,
повышенную прочность и эластичность
при растяжении в ширину, хорошую
формоустойчивость, высокие теплозащитные
свойства, малую распускаемость; края
трикотажа не закручиваются. В отличие
от ластика при растяжении интерлочного
полотна по горизонтали между петельными
столбиками не видно петельных дуг.
Интерлочное
полотно используется для изготовления
мужских и женских бельевых изделий,
мужских сорочек, женских костюмов,
платьев, жакетов, перчаток и варежек.
К
рисунчатым кулирным переплетениям
относятся пла- тированные, плюшевые,
начесные, прессовые, ажурные, жаккардовые,
поперечносоединенные (рингель),
продольносоеди- ненные (сплит),
комбинированные.
Плюшевое
— переплетение с ворсом из увеличенных
протяжек петель (рис. 2.6,
6).
Плюшевый трикотаж бывает с разрезными
и неразрезными петлями, односторонний
лицевой и изнаночный, двусторонний,
гладкий и рисунчатый. Имеет низкую
теплопроводность, значительную толщину,
высокие теплозащитные свойства,
мягкость, хорошее водопоглощение,
красивый внешний вид, например «под
бархат».
Плюшевое
переплетение используется для изготовления
верхнего и бельевого трикотажа,
чулочно-носочных изделий.
Платированные,
или покровные, полотна образуются при
прокладывании на иглы одновременно,
как правило, двух нитей, различающихся
волокнистым составом или цветом. При
образовании петель одна из нитей
располагается на лицевой стороне, другая
— на изнаночной, поэтому лицевая и
изнаночная стороны трикотажа
платированного переплетения различаются
не только по внешнему виду, но и по
некоторым физико-механическим
свойствам (рис. 2.6, 7). Например, на лицевую
сторону выводится вискозная нить, а на
изнанку — хлопчатобумажная пряжа,
что придает полотну высокие гигиенические
свойства, устойчивость к истиранию.
Трикотаж плати- рованных переплетений
делится на гладкий и рисунчатый. Последний
может быть переменным, перекидным,
накладным и вышивным. На базе трикотажа
платироканных переплетений получают
цветные, рельефные и ажурные узорные
эффекты.
Трикотаж
платированных переплетений применяется
для изготовления бельевых и спортивных
изделий, реже — для верхних и
чулочно-носочных изделий.
Начесное
(футерованное) — переплетение, в котором
на базе грунтового переплетения проложены
футерные (подкладочные) нити, служащие
для начеса. Они располагаются в виде
протяжек на изнанке трикотажа и висят
на платинных дугах грунта в виде набросков
(рис. 2.6, S).
Полотна
могут быть простыми и платированными,
с одной, двумя и более подкладочными
нитями в одном горизонтальном ряду
грунта. Трикотаж с начесом по сравнению
с гладью характеризуется повышенными
мягкостью,
прочностью, массой, толщиной, повышенными
теплозащитными свойствами, меньшей
растяжимостью в ширину, так как
подкладочные нити препятствуют
растяжению, и меньшей распускаемостыо,
закручиваемостью в тех направлениях
по рядам или петельным столбикам,
где проложена футерная нить. При сложных
деформациях футерованного трикотажа,
приближающихся к разрушающим, футерные
нити могут изменять свое положение
относительно нитей грунта. Эти изменеиия
не восстанавливаются при релаксационных
процессах и приводят к
уменьшению формоустойчивости трикотажа.
Футерованные переплетения позволяют
получать разнообразные эффекты
поверхности: букле, твид, плюш,
рельефную полосатость и т.д.
Футерованный
трикотаж применяется для изготовления
теплого белья, варежек, халатов, пидлсакон,
костюмов и других изделий.
Ажурное
— переплетение с рисунками из ажурных
отверстий, различных по форме и
величине, полученными переносом
отдельных петель из одних петельных
столбиков в другие (рис. 2.6,
9).
Ажурный трикотаж легче гладкого, меньше
распускается, имеет хорошую
воздухопроницаемость.
Ажурный
трикотаж применяют для выработки
верхнего, бельевого трикотажа и
чулочно-носочных изделий.
Прессовые
переплетения.
Трикотажем с прессовыми переплетениями
называют такой трикотаж, в котором все
петли или часть их имеют по одному или
несколько набросков. Их получают на
фигурных прессах (отсюда и название
переплетения) Для
образования узора на трикотаже. Они
подразделяются на гладкие, оттеночные,
ажурные и рельефные. Прессовые петли
отличаются от обычных большей высотой
и имеют наброски (незамкнутые петли).
Если в полотне все петли прессовые, то
это переплетение называют
фангом
(рис. 2.6,
10)
если петельные столбики прессовых
петель чередуются с петельными столбиками
глади, то это переплетение называется
полуфанг (рис.
2.6,
11).
Одна
изнаночная петля в полуфанге в 2—5 раз
больше лицевой. Основные особенности
фанга — большая толщина, повышенная
застилистость полотна, высокие
теплозащитные свойства. Переплетения
фанг и полуфанг из-за набросков на петлях
толще ластика, имеют большие массу и
прочность, но меньшие растяжимость и
распускаемость. Края полотна фанга и
полуфанга не закручиваются. Полуфанг
по сравнению с фангом более растяжимый,
менее плотный и тяжелый.
Этими
переплетениями вяжут свитеры, детские
костюмы
и другие
изделия верхнего трикотажа, а также
рейтузы и шарфы.
Жаккардовый
трикотаж
— у него при образовании сложных
рисунков каждая цветная нить прокладывается
только на те иглы, где этого требует
рисунок, а грунт образован за счет другой
нити. Бывает одноцветным, многоцветным,
гладким
и рельефным,
регулярным и нерегулярным. В
регулярном
трикотаже все петли одинакового
размера, в
нерегулярном
— имеют различную высоту.
У
одинарного жаккардового трикотажа
фактура лицевой и изнаночной сторон
неодинакова. На лицевой стороне обычно
имеется мелкий двух- или трехцветный
рисунок, а на изнаночной отчетливо
видны большие протяжки из цветных нитей,
соединяющие одноцветные петли в
одном горизонтальном ряду.
Двойной
жаккардовый трикотаж может быть
однолицевым (с
рисунком на лицевой стороне) и
двухлицевым,
полным и неполным.
У
полного
жаккардового полотна (рис. 2.6,
12)
каждый петельный ряд на лицевой
стороне состоит из нитей двух или трех
цветов, а на изнаночной — из нитей одного
цвета. У
неполного жаккардового
полотна петельные ряды лицевой стороны
образуются нитями двух или трех
цветов, на изнаночной — петлями этих
же цветов, чередующихся между собой
через петлю.
Одинарный
жаккардовый трикотаж закручивается с
краев. Длинные протяжки могут быть
оборваны при эксплуатации трикотажа.
Жаккардовые полотна характеризуются
меньшей растяжимостью по ширине,
несколько меньшей распускаемос- тью
только в направлении, обратном вязанию,
а двойные — большей толщиной и
поверхностной плотностью по сравнению
с полотнами главных переплетений.
Жаккардовый
трикотаж применяется для выработки
джемперов, жакетов, платьев, женских
костюмов, перчаток и варежек,
чулочно-носочных изделий, шарфов и
головных уборов.
В
поперечносоединенном
(рингель) трикотаже петельные ряды
образованы из различных по видам,
свойствам или цвету нитей (например,
полотно для тельняшек).
В
продольносоединенном
(сплит) трикотаже петельные столбики
образованы из различных по видам,
свойствам или цвету нитей (например,
паголенок и верхняя часть следа вяжутся
из литей одного вида, а высокая пятка и
след для повышения прочности
изделия — из более прочных нитей другого
вида).
Полотна
комбинированных
переплетений вырабатывают сочетанием
двух и более различных переплетений.
Такой трикотаж
имеет хороший внешний вид, мало
распускается, мало растягивается,
формоустойчив, используется для
изготовления верхнего
трикотажа. Трикотажный
репс
(рис. 2.6,
13)
напоминает репс тканый, для него
характерны рельефные поперечные рубчики
и малая растяжимость по горизонтали.
Он имеет раппорт в два петельных ряда:
первый — из петель ластика 1+1,
второй — из петель кулирной глади.
В переплетении
пике
(рис. 2.6, 14) сочетаются производная гладь
и неполный ластик — в результате
такой комбинации на лицевой стороне
образуется мелкий узор в виде чешуек.
Применение
различных трикотажных переплетений в
сочетании со специально подобранными
пряжей и нитями позволяет получать
полотна, имитирующие ручное вязание,
эффекты жатости, различные косы, полосы,
ромбы, квадраты и пр.
Усложнение
структур трикотажных полотен позволяет
решать различные задачи. Так, для
обеспечения формоустойчи- вости,
несминаемости, прочности, уменьшения
растяжимости по основе поперечно-вязаных
переплетений вырабатывают
тка- невязаный
трикотаж. Он образуется тремя системами
нитей: петлеобразующей, основной и
уточной.
Разработан
двухслойный
трикотаж, в котором два самостоятельных
трикотажных поперечно-вязаных слоя
соединяются в процессе вязки какими-либо
элементами структуры трикотажа. При
этом получают разносторонний одно- или
двухлицевой трикотаж, например новое
трикотажное полотно «полартек», которое
характеризуется легкостью,
формоустойчивостью, несмина- емостью,
хорошими теплозащитными свойствами.
К
базисным основовязаным переплетениям
относятся одинарные — цепочка, трико,
атлас — и двойные — ластичные цепочка,
трико, атлас.
В
цепочке
петли образованы одной нитью, которая
прокладывается на одну и ту же иглу
во всех петельных рядах. Она представляет
собой отдельные столбики закрытых (рис.
2.7, 1, слева) или открытых (рис. 2.7, 1, справа)
петель, рядом приводятся графические
записи переплетений. Одинарная цепочка
в
равновесном состоянии закручивается
в спираль на лицевую сторону под действием
сил упругости нитей, изогнутых в петли.
Цепочка распускается только в направлении,
обратном вязанию, малорастяжима. Она
служит составным элементом различных
полотен, в самостоятельном виде
применяется ограни ченно, в основном
для образования бахромы в кашне, шарфах
щ платках, шнурков.
В
трико
петли, образованные одной нитью,
зигзагообразн располагаются в двух
смежных петельных столбиках (рис. 2.7,
2). Для
трико характерен выраженный наклон
петель, при обрыве- нити полотно
распускается вдоль петельного столбика.
Растя* жимость трико больше, чем
основовязаного трикотажа другие видов.
Прочность трико по длине приблизительно
в 1,5 раза больше его прочности по ширине.
Одинарное трико распускается только
в направлении, обратном вязанию, при
условии равномерного натяжения всех
нитей основы, что практически осу-‘
ществить очень трудно. Кроме того, трико
может легко раздев ляться по линии
петельных столбиков при обрыве нити в
петле? и при растяжении трикотажа по
ширине. Трико с краев не закручивается,
так как силы упругости в нитях,
заставляющие., трикотаж закручиваться,
уравновешиваются поворотом петель
перпендикулярно плоскости трикотажа,
и поэтому толщина трико в 1,5 раза больше
толщины кулирной глади, а в вытянутом
состоянии толщина трико равна толщине
глади.
Применяется
трико в качестве грунта для получения
более сложных переплетений.
В
атласе
каждая нить последовательно образует
петли во многих петельных столбиках
сначала в одном направлении, а затем в
тех же столбиках в обратном направлении
(рис. 2.7, 3). Вследствие того, что ряды
петель с разным наклоном по-разному
отражают свет, атлас выглядит
поперечно-полосатым, с зигзагообразными
полосами. По структуре и свойствам атлас
во многом подобен глади, повернутой под
углом 60°. Он имеет толщину, равную
двум толщинам нитей, составляющих его.
Атлас можно распустить только в
направлении, обратном вязанию, при
условии равномерного и одновременного
натяжения всех нитей. Атлас имеет
недостаточную прочность, обладает малой
формоустойчивостью, закручивается с
краев на лицевую сторону в направлении
петельного ряда и на изнаночную сторону
в направлении петельных столбиков.
Применяется
атлас для выработки белья, купальных
костюмов и верхних трикотажных
изделий.
Двойные
переплетения —
ластичная цепочка, ластичное трико
и
ластичный атлас
— образуются путем чередования лицевых
и изнаночных столбиков (рис. 2.7, 4—б).
Отличаются от одинарных большей толщиной,
обладают меньшей упругостью и имеют
повышенную растяжимость по длине,
применяются в комбинации с другими
переплетениями.
К
производным основовяэаным переплетениям,
относятся одинарные — сукно, шарме,
атлас-сукно, атлас-шарме — и двойные —
интерлочные цепочка, трико, атлас.
Сукно
(трехигольное трико) и
шарме
(четырехигольное трико) (рис. 2.7,
7, 8).
В этих переплетениях каждая нить
образует петли не в соседнем петельном
столбике, а через один или два петельных
столбика соответственно. Поэтому сукно
и шарме имеют более длинные протяжки,
чем трико, что создает на изнаночной
стороне больший блеск, который
увеличивается с увеличением длины
протяжек. Трикотажные полотна этих
переплетений имеют меньшую растяжимость
по ширине, чем полотна переплетения
трико. Полотна малорастяжимые, более
плотные и тяжелые, чем трико, имеют
большую толщину. По сравнению с трико
обладают меньшей распускаемостью и
более красивым внешним видом. Сукно и
шарме закручиваются по линии петельных
столбиков на изнанку и по линии нательных
рядов на лицевую сторону. При пошиве
изделий детали выкраивают в поперечном
направлении и изнанкой наружу.
Сукно
и шарме применяются для выработки
верхнего трикотажа, белья и перчаточных
изделий.
Производный,
атлас.
Если обычный атлас имеет триковую
кладку нити, то производный может иметь
суконную кладку (рис. 2.7,
9),
тогда его называют
атлас-сукно,
или кладку шарме, тогда его называют
атлас-шарме.
Производные атласы отличаются от
трикового атласа и по толщине, и по
растяжимости. Так, например, растяжимость
суконного атласа меньше трикового
вследствие того, что длинные протяжки
препятствуют растяжению атласа. В
атласе суконной кладки петельные
столбики расположены зигзагообразно.
Это полотно закручивается, распускается
в направлении, обратном вязанию.
Применяются
производные атласы в комбинации друг
с другом или другими переплетениями
для выработки филейных переплетений.
Интерлочная
цепочка, интерлочное трико
и
интерлочный атлас
(рис. 2.7,
10—12)
—- двойные производные переплетения,
упругие, не закручиваются и практически
не распускаются. Интерлочные полотна
более упругие, чем ластичные.
Применяются
для изготовления верхних, бельевых и
перчаточных изделий.
К
рисунчатым основовяэаным переплетениям
относятся платированные, ворсовые,
плюшевые, уточные, малорастяги- вающиеся,
филейные, жаккардовые и др.
Уточными
называются переплетения, в грунт которых
введены дополнительные (уточные)
нити, не образующие петли. Они располагаются
между остовами петель и протяжками. В
основовязаном уточном трикотаже уточные
нити применяют в следующих случаях:
как связующие для соединения отдельных
петельных столбиков; как подкладочные
для получения ворсового трикотажа; как
отделочные для создания рисунков путем
определенного сочетания с нитями
грунта. Уточные нити, ввязанные в
грунт трикотажа, существенно изменяют
его свойства, уменьшая степень
распускаемости, растяжимости,
закручиваемости с краев трикотажа
базового переплетения, уменьшают
показатели усадки трикотажа. При
деформациях усилия воспринимаются
уточными нитями, более ориентированными
в направлениях растяжения. При сложных
деформациях со значениями,
приближающимися к разрывным, но не
разрушающими трикотаж, уточные нити
изменяют свое положение в трикотаже
относительно нитей грунта, причем эти
изменения носят необратимый характер
и не восстанавливаются при релаксационных
процессах в трикотаже. Это явление
вызывает понижение показателей
формоустойчивости уточного трикотажа.
К
малорастягивающимся
полотнам относятся, например, цепочка-уток,
цепочка-сукно, трико-уток. В полотне
цепочка- уток
столбики цепочек соединяются в полотно
дополнительной уточной нитью (рис. 2.7,
13).
Цепочка-уток обладает пониженной
прочностью по ширине и легко распускается.
Значительная распускаемость трикотажа
цепочка-уток в известной мере устраняется
в полотнах цепочка-трико, цепочка-сукно
и цепочка- шарме. При этом более
устойчивыми к распусканию являются
полотна с большими, чем у трико,
протяжками. Наибольшее распространение
из этой группы имеет полотно цепочка-сукно.
Цепочка-сукно
характеризуется малой распускаемостыо,
а по растяжимости приближается к тканям.
Недостатком этого полотна является
пониженная прочность по ширине. Полотно
трико-уток
получается при ввязывании уточных
нитей в трико и характеризуется малой
растяжимостью, пониженной распускаемостыо
и более высокой прочностью по ширине.
Полотна
с такими переплетениями применяются
для изготовления женских костюмов,
платьев, мужских сорочек, халатов и
других верхних изделий.
Филейные
переплетения (рис. 2.7,
14)
вырабатываются на базе основовязаных
переплетений, в которых отсутствует
связь между некоторыми соседними
петельными столбиками, вследствие
чего на полотне образуются отверстия,
создающие разнообразные рисунки,
подобные ажурным.
Применяются
такие полотна для изготовления летних
бельевых изделий (сеток), легкой
верхней одежды, летних перчаток,
головных платков.
Трико-трико
— переплетение, в котором два трико
наложены друг на друга таким образом,
что их протяжки направлены в разные
стороны. Обладает легкостью, застилистостью,
малой закручиваемостью и растяжимостью.
Используя
переплетения
атлас-атлас
или
трико-атлас, получают
полотна с креповым эффектом поверхности
«под шифон», «под креп-жоржет».
Трико-сукно
— комбинированное одинарное переплетение,
в котором трико заключено между остовами
пет
ель
и протяжками сукна (рис. 2.7, 15). Имеет
подвижную структуру, закручивается
с краев, хорошо драпируется.
Трико-шарме
— одинарное переплетение, в котором
на лицевой стороне переплетение
трико, на изнаночной — шарме. Удлиненные
протяжки шарме на изнаночной стороне
полотна легко поддаются ворсованию,
поэтому полотна применяются для
изготовления изделий с начесом. Структура
переплетения более подвижная, чем в
трико-сукно.
Применяются
такие полотна для изготовления бельевых
изделий и верхней одежды, шарфов и
отделочных беек.
Многослойные
трикотажные полотна, разработанные в
последнее десятилетие, вырабатываются
на двухфонтурных ра- шель-машинах. В
зависимости от вида продукции и
требований к ней на машине используется
от двух до семи ушковых гребенок. На
обеих игольницах происходит поочередное
формирование лицевой и изнаночной
сторон полотна, в средние гребенки
заправлены соединительные нити. Разводка
между игольницами определяет толщину
многослойного трикотажа (от 1,5 до 200
мм).
Применяются
такие полотна для производства бельевых
и верхних изделий, а также для изделий
технического назначения.
Снятые
с трикотажных машин полотна, а также
готовые изделия, отдельные детали
и купоны подвергают отделке, для того
чтобы выявить специфические свойства
трикотажа, уменьшить его недостатки,
но основное назначение отделки —
улучшение качества изделий.
Перед
отделочными операциями полотно при
необходимости подвергают
штопке.
Последовательность и виды применяемых
отделочных операций обусловлены
волокнистым составом пряжи и нитей,
видом сырья (суровые, окрашенные в
массе, из окрашенной пряжи и т.д.),
видом изделий, назначением и способом
их производства (кроеные, из деталей,
связанных на плосковязальных машинах,
купоны), структурой полотен.
Различают
отделку, выполняемую преимущественно
механическими
способами, т.е. достигаемую физическими
воздействиями (каландрированием,
ворсованием, тиснением и др.), и химическими
способами, т.е. достигаемую воздействием
химических препаратов и процессов,
изменяющих структуру волокон
(белением, мерсеризацией, крашением,
печатанием и др.).
Процесс
отделки можно разделить на четыре
основных стадии: подготовка, крашение,
печатание, заключительная отделка.
В
процессе
подготовки
трикотажные изделия подвергаются
ряду технологических операций
(замачиванию, промывке, предфиксации
(запариванию), отвариванию, белению,
отжиму, высушиванию, термостабилизации),
в процессе которых они приобретают
способность смачиваться вследствие
удаления за- масливателей и сопутствующих
веществ, им придается белизна.
Изделия, связанные из окрашенных в
массе нитей, пряжи или волокон, подвергают
отвариванию. В этом случае операция
называется
промыв ка-релаксация
и служит повышению фор- моустойчивости
изделий, улучшает внешний вид, а при
последующем крашении способствует
равномерному окрашиванию. В процессе
термостабилизации
повышается стабильность и формоустойчивость
изделий.
При
крашении
изделия приобретают цвет. Трикотажные
изделия могут иметь однотонную окраску
(т.е. быть гладкокрашеными) или
узорчатую расцветку.
Однотонная окраска
получается при крашении и белении,
а также при вязании из предварительно
окрашенных в один цвет нитей (пряжи)
или волокон.
Узорчатую расцветку
можно получить при вязании изделий
из нитей или пряжи, изготовленных из
окрашенных волокон разного цвета,
при вязании из нитей или пряжи, окрашенных
в разные цвета (т.е. быть пестровязаными),
и, наконец, методом печатания.
При
печатании
на изделия наносится рисунок. Для
печатания штучных изделий применяют
в основном два способа: прямую печать
с помощью сетчатых шаблонов
(фотофильмпечать) и переводную печать
(«сублистатик»).
При
заключительной отделке
изделия обрабатывают различными
веществами, которые придают волокнистому
материалу те или иные свойства
(аппретирование — для снижения
способности изделий к электризации,
распусканию петель, образованию
затяжек, пиллинга, для придания
улучшенного грифа, безусадочности,
повышения износостойкости, улучшения
формирования), подвергают ворсованию,
стрижке, фильцеванию (укладке ворса в
одном направлении), ратинированию
(завивке ворса с образованием на
поверхности узелков, шариков, завитков
и др.), валке, ширению, декатировке,
влажно-тепловой обработке, а также
стабилизации (тепловой обработке с
помощью горячих воздуха, пара или
воды при небольшом натяжении или в
свободном состоянии изделий из
термопластичных синтетических или
триацетатных волокон), формованию
(запариванию или увлажнению с последующей
сушкой натянутого на форму готового
регулярного изделия). Для улучшения
внешнего вида используются различные
вышивки, аппликации, пришивка эластичной
ленты, различных украшений, украшение
бейками, фестонами, ракушечная
строчка и др.
Отделочные
процессы в трикотажном производстве
аналогичны отделке тканей. Однако
специфические свойства трикотажа,
являющиеся следствием его петельной
структуры (повышенная растяжимость,
распускаемость и др.), обусловливают и
особенности отделочных процессов.
Отделочные операции обычно проводят
при минимальных натяжениях трикотажа.
Виды
отделок трикотажных изделий можно
классифицировать по характеру
воздействия (рис. 2.8).
Рис.
2.8.
Классификация отделок по характеру
воздействия
К
отделкам комплексного воздействия
можно отнести аппретирование,
влажно-тепловую обработку, стабилизацию,
формование и др.
Некоторые
трикотажные полотна подвергают
специальным видам отделки,
например под замшу, тиснению, плиссированию
(полотна из синтетических волокон),
дублированию, водо- и маслоотталкивающей,
придающей устойчивость к загрязнению,
действию микроорганизмов, огнестойкой
и др.
Отделка под замшу
основана на свойстве сильного усаживания
поливи- нилхлоридных волокон при
крашении — полотно становится очень
плотным, прочным, малорастяжимым.
Полотно обрабатывают на горячих
каландрах (135—140 °С), в результате чего
частично оплавляются ПВХ-волокна на
поверхности полотна. Оплавленная
поверхность разворсовывается
шлифовальными валами и приобретает
вид замши. Для сохранения красивого
бархатистого поверхностного слоя при
эксплуатации такие изделия следует
подвергать химическим чисткам, а не
стирать.
Формировка
чулочно-носочных и регулярных изделий
придает и закрепляет нужную форму
и размер, устраняет складки и замины.
После
завершения отделочных операций полотна
сортируют, подбирают по артикулам,
цветам, ширине и направляют в швейные
цеха.