ДВУХИЗНАНОЧНЫЙ ТРИКОТАЖ

Трикотаж отличается
по строению от ткани тем, что состоит
из петель, переплетающихся между собой
в поперечном и продольном направлениях.
Вид переплетения трикотажа определяется
формой, размерами, расположением петель
и связями между ними. Нить, образующая
петлю, находится в силовом взаимодействии
с соседними петлями, благодаря чему
сохраняются определенные размеры и
форма петель. Основными параметрами
петли, во многом определяющими
физико-механические свойства трикотажа,
являются длина нити в петле, номер и
волокнистый состав нити. Петля (рис.
VII-20) состоит из остова 1-2-3-4 и протяжки
4-5. Остов петли, в свою очередь, имеет
петельные палочки 1-2 и 3-4 и игольную дугу
2-3. Протяжка 4-5 соединяет остовы петель,
последовательно образованных одной
нитью.

Петли, располагающиеся
в трикотаже по горизонтали, образуют
петельный ряд, высота которого обозначается
буквой В. Петли, нанизанные друг на друга
по вертикали, образуют петельный столбик.
Расстояние между двумя соседними
петельными столбиками называется
петельным шагом и обозначается буквой
А.

Переплетением
называется определенный порядок
расположения и соединения петель в
трикотажном полотне или изделии.
Переплетение оказывает большое влияние
на строение, внешний вид и физико-механические
свойства трикотажа. Применяя то или
иное переплетение, можно получить
трикотаж разной толщины, плотности,
прочности, растяжимости, пористости, с
различными рисунками и узорами, разной
фактурой лицевой стороны и изнанки.
Выбор переплетения зависит в основном
от назначения трикотажного изделия, от
того, какие требования будут предъявлены
к нему в процессе использования.

Все трикотажные
переплетения делятся: на два класса —
кулирные и основовязаные и три группы
— главные, производные и рисунчатые.

Кулирные
переплетенияполучают из одной или
нескольких нитей путем последовательного
изгибания в петли.

Основовязаные
переплетенияполучают при одновременном
прокладывании нитей основы на все иглы,
образующие петли в одном горизонтальном
ряду, при одновременном фронтальном
образовании петель в каждом ряду, сдвиге
гребенки, прокладывающей нити при
образовании каждого нового ряда петель,
вправо или влево на один, два и более
игольных шага.

К главным
кулирнымпереплетениям относятся
кулирная гладь, ластик 1:1 и двухизнаночный
трикотаж.

Кулирная гладь– одинарное переплетение с неодинаковыми
лицевой и изнаночной сторонами. На
лицевой стороне глади — ярко выраженные
петельные столбики, а на изнаночной –
игольные дуги. Гладь обладает малой
толщиной, большой растяжимостью и
эластичностью, распускается с верхнего
и нижнего краев по направлению петельных
рядов, закручивается по краям. Применяется
в производстве верхних, бельевых и
чулочно-носочных изделий.

Ластик 1:1–
двойное переплетение, имеющее одинаковые
лицевую и изнаночную стороны; каждая
из них сходна с лицевой стороной кулирной
глади, имеет отчетливо видимые петельные
столбики. Ластик обладает высокой
растяжимостью и упругостью в поперечном
направлении, распускается только в
направлении обратном вязанию, не
закручивается. Применяется при выработке
верхних, бельевых и чулочно-носочных
изделий.

В трикотаже
двухизнаночного переплетенияобе
стороны одинаковые и представляют собой
как бы изнаночную сторону кулирной
глади. Трикотаж этого переплетения
имеет почти одинаковые растяжимость и
эластичность в долевом и поперечном
направлении, а также значительную
толщину; применяется для изготовления
головных платков, верхнего трикотажа.

К производным
кулирнымпереплетениям относят
производную гладь и интерлок.

Интерлок по
внешнему виду похож на ластик, однако
отличается по структуре: представляет
собой сочетание двух ластиков и при
растяжении поперек почти не видно
игольных дуг. Переплетение интерлок
придает трикотажу значительную плотность,
повышенную прочность и эластичность,
малую распускаемость. Применяется в
производстве верхних и бельевых
трикотажных изделий.

Рисунчатые
кулирныепереплетения применяются
в трикотаже для улучшения внешнего вида
изделий и придания им новых свойств:
уменьшения распускаемости и растяжимости,
создания рельефных и ажурных узоров,
цветных рисунков и т.д. Они образуются
на базе главных и производных переплетений.
Разнообразие достигается изменением
строения базовых переплетений — их
комбинаций, пропусками петель, введением
дополнительных нитей. В группу рисунчатых
переплетений входит большое количество
всевозможных видов переплетений:
неполные, гладкие и рисунчатые покровные,
прессовые на базе кулирной глади и
ластика, плюшевые, футерованные
(начесные), малораспускающиеся,
жаккардовые, комбинированные и др.
Каждый вид обладает своеобразным внешним
видом и определенными свойствами. Так,
футерованное переплетение имеет начесной
ворс, значительную толщину, небольшую
растяжимость, повышенную мягкость и
хорошие теплозащитные свойства;
жаккардовое переплетение имеет рисунки
из разноокрашенных нитей, разные по
композиции и масштабу.

Покровные кулирныепереплетения получают путем прокладывания
на иглы одновременно двух или трех нитей
разных по цвету и волокнистому составу.
Покровный трикотаж делится на гладкий
и рисунчатый.

Гладкий покровный
трикотаж получают из двух нитей —
покровной, которая формирует лицевую
сторону, и грунтовой, формирующей
изнаночную сторону. По внешнему виду
гладкий покровный трикотаж напоминает
кулирную гладь, так как имеет на лицевой
стороне петельные палочки из покровной
нити, а на изнаночной стороне игольные
дуги из грунтовой нити. Отличие заключается
в том, что в покровном трикотаже петли
двойные из нитей различных по цвету и
волокнистому составу. Применяется это
переплетение для изготовления верхних
и бельевых трикотажных изделий.

Рисунчатый покровный
трикотаж бывает переменным и перекидным.

Переменный кулирный
трикотаж получают в том случае, когда
покровная и грунтовая нити прокладываются
на иглы в различной последовательности,
меняясь местами согласно заданному
рисунку. При использовании нитей разных
по цвету и волокнистому составу можно
получить разнообразные по композиции
и размеру рисунки. Покровные рисунчатые
переплетения используются при выработке
чулочно-носочных изделий.

Перекидной кулирный
трикотаж получают в том случае, если
покровная нить образует петли только
на некоторых иглах, а через остальные
перекидывается и выступает с изнаночной
стороны в виде непровязанных отрезков.
Грунтовая нить образует петли на всех
иглах. Применение разных по цвету нитей
и различных комбинаций в прокладывании
их на иглы дает возможность получать
небольшие рисунки в виде продольных
полос, треугольников и ромбов. Применяется
переплетения при выработке носочных
изделий.

Комбинированныепереплетения получают путем сочетания
двух или более разных видов переплетений
в одном полотне или изделии. Наиболее
часто применяются комбинированные
переплетения из сочетания кулирной
глади с ластиком 1:1 (репс), производной
глади с неполными ластиками (пике).
Трикотаж комбинированных переплетений
имеет красивый внешний вид, малорастяжим,
формоустойчив и мало распускается.

Неполныепереплетения получают путем выключения
в определенном порядке игл из работы,
в результате чего на них не образуются
петли, а на полотне получаются пропущенные
петельные столбики, которые создают
рельефные и ажурные узоры разнообразной
формы – от простых вертикальных полос
до сложных геометрических фигур. Неполный
трикотаж может быть одинарным и двойным,
простым и сложным.

Простой неполный
трикотаж представляет собой простое
переплетение (гладь, ластик) с пропущенными
петельными столбиками, сложные неполные
переплетения получаются путем комбинации
простых. Применяются комбинированные
переплетения при выработке верхних,
бельевых и чулочно-носочных изделий.

Прессовоепереплетение характеризуется тем, что
в процессе вязания нити прокладываются
на все иглы, но вновь образованные петли
сбрасываются не со всех, а только с
запрессованных игл. На незапресованных
иглах образуются петли увеличенных
размеров (вытянутые) с набросками в виде
незамкнутых петель. В трикотаже они
размещаются в определенном порядке и
образуют рельефные и ажурные узоры.
Прессовые переплетения образуются на
основе кулирной глади или ластика. Из
прессовых переплетений на основе ластика
наиболее широко распространены фанг и
полуфанг. Фанг имеет одинаковые лицевую
и изнаночные стороны за счет того, что
прессовые петли и наброски на них
образуются на всех иглах обеих фонтур.
Полуфанг имеет неодинаковые лицевую и
изнаночную стороны, так как прессовые
петли образуются только одной фонтурой.
Для полуфанга характерно наличие на
одной стороне удлиненных прессовых
петель с набросками, а на другой – более
коротких петель сжатой формы без
набросков. Переплетения фанг и полуфанг
по сравнению с ластиком обладают большей
толщиной и поверхностной плотностью и
прочностью, но меньшей растяжимостью
и распускаемостью. Применяются
переплетения при выработке верхних
трикотажных изделий, головных уборов.

К главным
основовязанымпереплетениям
относятсяцепочка, трико и атлас. В
чистом виде эти переплетения применяются
редко из-за низкой формоустойчивости
и используются чаще всего в сочетании
с другими переплетениями.

В группу производных
основовязаныхпереплетений входят
сукно и шарме.

Сукно –
одинарное переплетение, при его выполнении
гребенка получает сдвиг на два игольных
шага, а затем возвращается в исходное
положение. Лицевая и изнаночная стороны
сукна неодинаковы. На лицевой стороне
— петельные столбики с наклоном, а на
изнаночной — протяжки, входящие одна в
другую. Это переплетение чаще всего
используется для образования рисунчатых
переплетений: цепочка – сукно, трико-сукно
и др.

Шармеобразуется
при сдвиге гребенки попеременно вправо
и влево на три игольных шага. Лицевая
сторона в шарме ровная, но петли имеют
наклон в разные стороны. Изнаночная
сторона имеет более длинные протяжки,
которые образуют плотный застил, иногда
подвергающийся ворсованию. Это
переплетение чаще всего используется
для образования рисунчатых переплетений
(трико-шарме, цепочка – шарме).

Рисунчатые
основовязаныепереплетения
вырабатываются на однофонтурных и
двухфонтурных машинах с применением
двух или нескольких гребенок с полной
и неполной проборкой нитей. К рисунчатым
основовязаным переплетениям относятпокровные(трико-трико, трико-сукно,
трико-шарме и др.),филейные,
малорастягивающиеся(цепочка-сукно,
цепочка-шарме и др.),жаккардовые. Например, филейные переплетения
характеризуются наличием отверстий и
бугорков различной формы и величины,
которые создают на полотне определенный
узор, образованный в результате неполной
проборки гребенок и движения их при
прокладке нитей в противоположные
стороны с кладкой нитей триковой,
суконной, атласной и комбинированной.
Более сложные ажурные, рельефные и
цветные узоры могут быть получены с
применением нескольких гребенок с
неполной проборкой нитей разных цветов.
Филейные переплетения применяются для
бельевых, верхних и перчаточных изделий,
головных платков.

Трико-сукно
характеризуется тем, что имеет на лицевой
стороне петельные столбики без наклона,
а на изнаночной стороне протяжки,
входящие одна в другую. Трикотаж этого
переплетения обладает малой растяжимостью
и распускаемостью, применяется для
изготовления бельевых изделий, сорочек,
блузок.

Цепочка-сукно
получается при использовании двух
переплетений цепочки и сукна. На лицевой
стороне этого переплетения имеются
петельные столбики с наклоном, а на
изнаночной стороне протяжки сукна,
соединенные цепочкой. Трикотаж этого
переплетения имеет малую растяжимость
и распускаемость, применяется при
изготовлении мужских сорочек, платьев
и костюмов.

Появляются также
новые трикотажные полотна. В частности
получают распространение сетчатые
кулирные полотна.

Среди сетеизделий,
в зависимости от расположения в них
ячеек, различают сетеполотна, полотна
типа сеток (ситополотна), а также
сетополотна комбинированного типа.

Сетеизделия каждого
из основных типов различаются по способам
изготовления: в зависимости от них
изменяется структура ячеек, формы
взаимосвязи нитей их составляющих и
свойства сетеизделий.

Наиболее
распространены сетчатые основовязаные
полотна филейных переплетений с различным
размером сторон ячеек Разработанные
сетчатые кулирные потна изготавливаются
на кругловязальных машинах и плосковязальных
автоматах, снабжённых системами для
переноса петель. Новые структуры имеют
шестиугольную ячейку и петельные
столбики, расположенные с определённым
наклоном к горизонтали. За счёт вязания
дополнительных рядов и переноса петель
обеспечивается высокая формоустойчивость
полотна и более высокое сопротивление
полотна к роспуску и образованию затяжек.

Сетчатые кулирные
полотна с увеличенным размером ячеек
получены на основе неполного трикотажа,
что обеспечивает снижение поверхностной
плотности до 60-70 г/м2.

Модификация
структуры может быть получена провязыванием
дополнительного петельного ряда. При
провязывании дополнительных рядов
существенно уменьшается ориентация
петельных столбиков.

В настоящее время
одними из наиболее востребованных на
рынке является трикотаж зигзагообразных
или перекрёстных переплетений. К
зигзагообразному трикотажу относят:
двойной кулирный трикотаж, в котором
петли соседний столбиков в некоторых
рядах (согласно раппорту узора)
перекручиваются. Зигзагообразный
трикотаж позволяет получать полотна с
различными эффектами: от рельефных до
ажурных, что в наибольшей мере отвечает
постоянно меняющимся тенденциям моды.

Как показывает
анализ строения, свойств и способов
получения зигзагообразных переплетений,
их можно получить на базе любых кулирных
переплетений; как главных и производных,
так и рисунчатых и комбинированных
(исключение трикотаж плюшевого
переплетения).

Принцип выработки
зигзагообразного трикотажа заключается
в том, что одна игольница после образования
петельного ряда сдвигается по отношению
к другой на один или несколько игольных
шагов. Ритм сдвига игольниц оказывает
огромное влияние на внешний вид полотна.
На полуфанге и фанге, при данном ритме
сдвига получаются наклонные столбики,
при этом полотно (из-за перетяжки)
приобретает форму параллелограмма.

В основу классификации
трикотажа зигзагообразных или перекрёстных
переплетений положен вид базового
переплетения. В данную классификацию
входят зигзагообразные переплетения,
вырабатываемые на базе одинарных
переплетений: кулирной глади, кулирного
жаккардового переплетения, полного и
неполного фанга, полуфанга, полного и
неполного дойного жаккардового
переплетения, трубчатой глади, переплетения
с ажурным и рельефно-ажурным эффектом.

При
прочих равных условиях свойства
трикотажного полот­на определяются
видом переплетения. По этому признаку
все трикотажные полотна подразделяют
на два класса: полотна главных переплетений
и полотна рисунчатых переплетений (рис.
2.5).



Полотна
главных переплетений
в свою очередь делят на два подкласса
— полотна базисных переплетений и
производных переплетений. Полотна
базисных переплетений
имеют про­стейшую структуру с
одинаковыми по размерам петлями.
Структура полотен
производных переплетений
создается за счет комбинации двух или
нескольких базисных, взаимосвя­занных
так, что между петельными столбиками
одного поме­щаются петельные столбики
другого или несколько других та­ких
же переплетений.

Полотна
рисунчатых переплетений
образуются на основе ба­зисных или
производных путем изменения вида и
размера пе­тель и длины их протяжек,
порядка подачи нитей на иглы или путем
ввязывания дополнительных нитей для
получения како­го-либо цветового или
узорчатого эффекта, а также изменения
некоторых свойств полотна (уменьшения
распускаемости, рас­тяжимости,
улучшения теплозащитных свойств и
т.д.). Воз­можно также получение
рисунчатого переплетения путем
ком­бинированного применения обоих
способов, т.е. изменения структуры петли
и введения дополнительных нитей (рис.
2.6).

К
базисным кулирным переплетениям
относятся: одинар­ное — кулирная
гладь; двойные — ластик и двухизнаночное.

Кулирная
гладь
(чулочная вязка) — на лицевую сторону
вы­ходят только петельные палочки,
она гладкая и блестящая. На изнанку же
выходят только петельные дуги, поэтому
эта сторо­на шероховатая и матовая
(рис. 2.6,1). Гладь обладает большой
растяжимостью, причем растяжимость
глади в ширину в 1,6 ра­за больше, чем
в длину. Прочность вдоль полотна в 1,6
раза больше прочности поперек. Степень
растяжимости глади обрат­но
пропорциональна толщине нити и прямо
пропорциональна длине петли, легко
распускается вдоль петельных рядов и
по направлению петельных столбиков.
Гладь обладает распускае- мостью в
направлении, обратном вязанию, если
образец связан на плоской вязальной
машине (имеет кромки); если же трико­таж
связан на кругловязальной машине, то
его можно распус­тить с обеих сторон.
Чтобы уменьшить распускаемость глади,
используют нити с повышенным коэффициентом
трения или трощенные в два сложения,
стремятся повысить плотность по­лотна
и уменьшить длину петли, толщину нитей,
растяжи­мость. Образец глади
закручивается с краев. По линии петель­ных
столбиков происходит закручивание на
изнаночную сто­рону, а по линии
петельного ряда — на лицевую. Степень
закру- чиваемости трикотажа зависит от
упругости нити
и плотности трикотажа.
На закручиваемость глади влияет также
крутка ни­ти: чем выше крутка, тем
сильнее закручивание. Закручивае- доость
краев затрудняет раскрой и пошив. По
этой же причине иногда
возникает перекос петельных столбиков.
Гладь имеет деболыпую
толщину, равную двум толщинам нитей, из
кото­рых она выработана. Полотно
характеризуется достаточно вы­сокими
пористостью (с наличием большого
количества сквозных пор),
воздухо- и паропроницаемостью, небольшой
капилляр­ностью
и низкой теплозащитностью.



Применяется
гладь для изготовления бельевых,
верхних,, чулочно-носочных изделий,
перчаток.

Ластик
(резинка) — обе стороны состоят из
лицевых и из­наночных петельных
столбиков, расположенных в различном
сочетании (1+1, 1+2 и т.д.) (рис. 2.6,
2).
Ластик обладает боль-‘ шой упругостью
при его растяжении в ширину. Упругость
лас­тика повышается с повышением
плотности вязания и упругос­ти нити,
из которой он выработан. Растяжимость
ластика 1+1 в ширину более чем в 3 раза
превышает растяжимость в длину. Толщина
и растяжимость ластика по ширине в 2
раза больше растяжимости глади, а
растяжимость по длине такая же, как и;
глади.

Ластик
1+1 распускается только в направлении,
обратном, вязанию. Поэтому ластик 1+1
можно обрезать снизу и не беспо­коиться,
что он в дальнейшем распустится. Ластики
же других сочетаний лицевых и изнаночных
петельных столбиков нельзя оставлять
без закрепления их нижнего края, так
как каждыеIдва
одинаковых соседних петельных столбика
будут распус-, каться и образовывать
один петельный столбик, вследствие
че­го ластик любого сочетания
превратится в конце концов в лас­тик
1+1.

Ластик
с одинаковым сочетанием лицевых и
изнаночных петель не закручивается с
краев ни по длине, ни по ширине, так, как
стремление петель одной стороны ластика
к закручиванию. нейтрализуется стремлением
петель другой стороны закручи-: ваться
в обратном направлении. Ластики, у
которых на одной стороне число петельных
столбиков больше, чем на другой, бу­дут
закручиваться на ту сторону, где число
петельных столби­ков больше.

Трикотаж
ластичного переплетения обладает
высокой сте-; пенью растяжимости в
ширину, эластичностью, хорошо облега­ет
фигуру человека и не стесняет его. Ластик
обладает высоки­ми гигиеническими и
хорошими теплозащитными свойствами.
Сравнительно малая воздухопроницаемость
ластика еще более:
уменьшается,
если он выработан из пушистых толстых
нитей или пряжи.

Ластичным
переплетением изготовляют верхний и
бельевой трикотаж, ластики носков,
детских и спортивных чулок, шар­фы и
другие изделия.

Двухизпаночное
(платочная вязка) — обе стороны трикота­жа
похожи по внешнему виду на изнаночную
сторону
кулирной глади
(рис. 2.6, 3). Относительная растяжимость
изнаночного трикотажа в длину равна
его растяжимости в ширину. Растя­жимость
по ширине двухизнаночного полотна и
кулирной гла­ди
одинакова, а растяжимость по длине и
общая двухосная рас­тяжимость
двухизнаночной глади больше, чем кулирной
гла­ди. Разрывная нагрузка трикотажа
изнаночной глади по длине и ширине,
отнесенная к одной петле, а также при
испытании полоской такая же, как и у
кулирной глади. Толщина двухиз­наночного
трикотажа вдвое больше толщины кулирной
глади и приблизительно равна толщине
ластика. Изнаночный трикотаж распускается
так же, как и гладь, т.е. в обоих направлениях.
Изнаночный трикотаж простых раппортов
не закручивается.

Применяют
двухизнаночное переплетение для
выработки головных платков и некоторых
изделий верхнего трикотажа (жакетов,
жилетов, джемперов).

К
производным кулирным переплетениям
относятся оди­нарное — производная
гладь и двойное — интерлочное.

Производная
гладь
— в этом переплетении в промежутки
между столбиками одной глади ввязаны
столбики другой глади (рис. 2.6,
4).
Растяжимость производной глади по длине
и ши­рине меньше растяжимости кулирной
глади. По длине про­изводная гладь
имеет почти такую же прочность, как и
простая. Прочность по ширине примерно
в 2 раза выше кулирной глади. Толщина
производной глади равна двум толщинам
нитей, из которых она выработана.
Производная гладь более плотная и
тяжелая, имеет меньшее количество
сквозных пор, является менее воздухо-
и паропроницаемой. Производная гладь
в отли­чие от кулирной распускается
только в направлении, обратном вязанию,
причем производная гладь распускается
при одинако­вых условиях труднее, чем
кулирная, так как роспуску препят­ствует
трение протяжек одной глади об остовы
петель другой, оставшейся целой. Образец
производной глади закручивается с
краев. Направление закручиваемости по
петельным рядам и столбикам такое же,
как у кулирной глади.

Производная
гладь применяется главным образом для
изго­товления верхнего трикотажа.

Интерлок
(двуластик) (от англ. interlock

перекрещиваю­щееся) представляет
собой сочетание двух ластиков, протяжки
которых перекрещиваются между собой
(рис. 2.6, 5). Интер­лочное полотно имеет
застилистую и равномерную поверх­ность,
обладает высокой прочностью и устойчивостью
к истира­нию, имеет красивый внешний
вид. Растяжимость интерлока меньше, чем
ластика, а эластичность несколько выше.
При этом растяжимость интерлочного
трикотажа по ширине боль­ше, чем по
длине. Толщина интерлока приблизительно
равна толщине ластика. Интерлочное
переплетение, так же как и лас­тик,
распускается только в направлении,
обратном вязанию. Это переплетение
придает трикотажу значительную плотность,
повышенную прочность и эластичность
при растяжении в ши­рину, хорошую
формоустойчивость, высокие теплозащитные
свойства, малую распускаемость; края
трикотажа не закручи­ваются. В отличие
от ластика при растяжении интерлочного
полотна по горизонтали между петельными
столбиками не вид­но петельных дуг.

Интерлочное
полотно используется для изготовления
муж­ских и женских бельевых изделий,
мужских сорочек, женских костюмов,
платьев, жакетов, перчаток и варежек.

К
рисунчатым кулирным переплетениям
относятся пла- тированные, плюшевые,
начесные, прессовые, ажурные, жак­кардовые,
поперечносоединенные (рингель),
продольносоеди- ненные (сплит),
комбинированные.

Плюшевое
— переплетение с ворсом из увеличенных
протя­жек петель (рис. 2.6,
6).
Плюшевый трикотаж бывает с разрез­ными
и неразрезными петлями, односторонний
лицевой и изна­ночный, двусторонний,
гладкий и рисунчатый. Имеет низкую
теплопроводность, значительную толщину,
высокие теплоза­щитные свойства,
мягкость, хорошее водопоглощение,
краси­вый внешний вид, например «под
бархат».

Плюшевое
переплетение используется для изготовления
верх­него и бельевого трикотажа,
чулочно-носочных изделий.

Платированные,
или покровные, полотна образуются при
прокладывании на иглы одновременно,
как правило, двух ни­тей, различающихся
волокнистым составом или цветом. При
образовании петель одна из нитей
располагается на лицевой стороне, другая
— на изнаночной, поэтому лицевая и
изнаноч­ная стороны трикотажа
платированного переплетения различа­ются
не только по внешнему виду, но и по
некоторым физи­ко-механическим
свойствам (рис. 2.6, 7). Например, на лице­вую
сторону выводится вискозная нить, а на
изнанку — хлоп­чатобумажная пряжа,
что придает полотну высокие гигиени­ческие
свойства, устойчивость к истиранию.
Трикотаж плати- рованных переплетений
делится на гладкий и рисунчатый. Последний
может быть переменным, перекидным,
накладным и вышивным. На базе трикотажа
платироканных переплетений получают
цветные, рельефные и ажурные узорные
эффекты.

Трикотаж
платированных переплетений применяется
для изготовления бельевых и спортивных
изделий, реже — для вер­хних и
чулочно-носочных изделий.

Начесное
(футерованное) — переплетение, в котором
на базе грунтового переплетения проложены
футерные (подкладочные) нити, служащие
для начеса. Они располагаются в виде
протя­жек на изнанке трикотажа и висят
на платинных дугах грунта в виде набросков
(рис. 2.6, S).
Полотна
могут быть простыми и платированными,
с одной, двумя и более подкладочными
нитя­ми в одном горизонтальном ряду
грунта. Трикотаж с начесом по сравнению
с гладью характеризуется повышенными
мягко­стью,
прочностью, массой, толщиной, повышенными
теплоза­щитными свойствами, меньшей
растяжимостью в ширину, так как
подкладочные нити препятствуют
растяжению, и меньшей распускаемостыо,
закручиваемостью в тех направлениях
по ря­дам или петельным столбикам,
где проложена футерная нить. При сложных
деформациях футерованного трикотажа,
прибли­жающихся к разрушающим, футерные
нити могут изменять свое положение
относительно нитей грунта. Эти изменеиия
не восстанавливаются при релаксационных
процессах и приводят к
уменьшению формоустойчивости трикотажа.
Футерованные переплетения позволяют
получать разнообразные эффекты
по­верхности: букле, твид, плюш,
рельефную полосатость и т.д.

Футерованный
трикотаж применяется для изготовления
теплого белья, варежек, халатов, пидлсакон,
костюмов и других изделий.

Ажурное
— переплетение с рисунками из ажурных
отвер­стий, различных по форме и
величине, полученными перено­сом
отдельных петель из одних петельных
столбиков в другие (рис. 2.6,
9).
Ажурный трикотаж легче гладкого, меньше
рас­пускается, имеет хорошую
воздухопроницаемость.

Ажурный
трикотаж применяют для выработки
верхнего, бельевого трикотажа и
чулочно-носочных изделий.

Прессовые
переплетения.
Трикотажем с прессовыми пере­плетениями
называют такой трикотаж, в котором все
петли или часть их имеют по одному или
несколько набросков. Их по­лучают на
фигурных прессах (отсюда и название
переплетения) Для
образования узора на трикотаже. Они
подразделяются на гладкие, оттеночные,
ажурные и рельефные. Прессовые петли
отличаются от обычных большей высотой
и имеют наброски (незамкнутые петли).
Если в полотне все петли прессовые, то
это переплетение называют
фангом
(рис. 2.6,
10)
если петель­ные столбики прессовых
петель чередуются с петельными столбиками
глади, то это переплетение называется
полуфанг (рис.
2.6,
11).

Одна
изнаночная петля в полуфанге в 2—5 раз
больше лице­вой. Основные особенности
фанга — большая толщина, повы­шенная
застилистость полотна, высокие
теплозащитные свой­ства. Переплетения
фанг и полуфанг из-за набросков на петлях
толще ластика, имеют большие массу и
прочность, но меньшие растяжимость и
распускаемость. Края полотна фанга и
полу­фанга не закручиваются. Полуфанг
по сравнению с фангом бо­лее растяжимый,
менее плотный и тяжелый.

Этими
переплетениями вяжут свитеры, детские
костюмы
и другие
изделия верхнего трикотажа, а также
рейтузы и шарфы.

Жаккардовый
трикотаж
— у него при образовании слож­ных
рисунков каждая цветная нить прокладывается
только на те иглы, где этого требует
рисунок, а грунт образован за счет другой
нити. Бывает одноцветным, многоцветным,
гладким
и рельефным,
регулярным и нерегулярным. В
регулярном
трико­таже все петли одинакового
размера, в
нерегулярном
— имеют различную высоту.

У
одинарного жаккардового трикотажа
фактура лицевой и изнаночной сторон
неодинакова. На лицевой стороне обычно
имеется мелкий двух- или трехцветный
рисунок, а на изнаноч­ной отчетливо
видны большие протяжки из цветных нитей,
со­единяющие одноцветные петли в
одном горизонтальном ряду.

Двойной
жаккардовый трикотаж может быть
однолицевым (с
рисунком на лицевой стороне) и
двухлицевым,
полным и не­полным.

У
полного
жаккардового полотна (рис. 2.6,
12)
каждый пе­тельный ряд на лицевой
стороне состоит из нитей двух или трех
цветов, а на изнаночной — из нитей одного
цвета. У
неполного жаккардового
полотна петельные ряды лицевой стороны
обра­зуются нитями двух или трех
цветов, на изнаночной — петля­ми этих
же цветов, чередующихся между собой
через петлю.

Одинарный
жаккардовый трикотаж закручивается с
краев. Длинные протяжки могут быть
оборваны при эксплуатации трикотажа.
Жаккардовые полотна характеризуются
меньшей растяжимостью по ширине,
несколько меньшей распускаемос- тью
только в направлении, обратном вязанию,
а двойные — большей толщиной и
поверхностной плотностью по сравнению
с полотнами главных переплетений.

Жаккардовый
трикотаж применяется для выработки
джем­перов, жакетов, платьев, женских
костюмов, перчаток и варе­жек,
чулочно-носочных изделий, шарфов и
головных уборов.

В
поперечносоединенном
(рингель) трикотаже петельные ряды
образованы из различных по видам,
свойствам или цвету нитей (например,
полотно для тельняшек).

В
продольносоединенном
(сплит) трикотаже петельные стол­бики
образованы из различных по видам,
свойствам или цвету нитей (например,
паголенок и верхняя часть следа вяжутся
из литей одного вида, а высокая пятка и
след для повышения проч­ности
изделия — из более прочных нитей другого
вида).

Полотна
комбинированных
переплетений вырабатывают со­четанием
двух и более различных переплетений.
Такой трико­таж
имеет хороший внешний вид, мало
распускается, мало рас­тягивается,
формоустойчив, используется для
изготовления вер­хнего
трикотажа. Трикотажный
репс
(рис. 2.6,
13)
напоминает репс тканый, для него
характерны рельефные поперечные руб­чики
и малая растяжимость по горизонтали.
Он имеет раппорт в два петельных ряда:
первый — из петель ластика 1+1,
вто­рой — из петель кулирной глади.
В переплетении
пике
(рис. 2.6, 14) сочетаются производная гладь
и неполный ластик — в ре­зультате
такой комбинации на лицевой стороне
образуется мел­кий узор в виде чешуек.

Применение
различных трикотажных переплетений в
соче­тании со специально подобранными
пряжей и нитями позволя­ет получать
полотна, имитирующие ручное вязание,
эффекты жатости, различные косы, полосы,
ромбы, квадраты и пр.

Усложнение
структур трикотажных полотен позволяет
ре­шать различные задачи. Так, для
обеспечения формоустойчи- вости,
несминаемости, прочности, уменьшения
растяжимости по основе поперечно-вязаных
переплетений вырабатывают
тка- невязаный
трикотаж. Он образуется тремя системами
нитей: петлеобразующей, основной и
уточной.

Разработан
двухслойный
трикотаж, в котором два самостоя­тельных
трикотажных поперечно-вязаных слоя
соединяются в процессе вязки какими-либо
элементами структуры трикотажа. При
этом получают разносторонний одно- или
двухлицевой три­котаж, например новое
трикотажное полотно «полартек», кото­рое
характеризуется легкостью,
формоустойчивостью, несмина- емостью,
хорошими теплозащитными свойствами.

К
базисным основовязаным переплетениям
относятся одинарные — цепочка, трико,
атлас — и двойные — ластичные цепочка,
трико, атлас.

В
цепочке
петли образованы одной нитью, которая
прокла­дывается на одну и ту же иглу
во всех петельных рядах. Она представляет
собой отдельные столбики закрытых (рис.
2.7, 1, слева) или открытых (рис. 2.7, 1, справа)
петель, рядом при­водятся графические
записи переплетений. Одинарная цепочка
в
равновесном состоянии закручивается
в спираль на лицевую сторону под действием
сил упругости нитей, изогнутых в пет­ли.
Цепочка распускается только в направлении,
обратном вя­занию, малорастяжима. Она
служит составным элементом раз­личных
полотен, в самостоятельном виде
применяется ограни ченно, в основном
для образования бахромы в кашне, шарфах
щ платках, шнурков.

В
трико
петли, образованные одной нитью,
зигзагообразн располагаются в двух
смежных петельных столбиках (рис. 2.7,
2). Для
трико характерен выраженный наклон
петель, при обрыве- нити полотно
распускается вдоль петельного столбика.
Растя* жимость трико больше, чем
основовязаного трикотажа другие видов.
Прочность трико по длине приблизительно
в 1,5 раза больше его прочности по ширине.
Одинарное трико распускает­ся только
в направлении, обратном вязанию, при
условии рав­номерного натяжения всех
нитей основы, что практически осу-‘
ществить очень трудно. Кроме того, трико
может легко раздев ляться по линии
петельных столбиков при обрыве нити в
петле? и при растяжении трикотажа по
ширине. Трико с краев не за­кручивается,
так как силы упругости в нитях,
заставляющие., трикотаж закручиваться,
уравновешиваются поворотом петель
перпендикулярно плоскости трикотажа,
и поэтому толщина трико в 1,5 раза больше
толщины кулирной глади, а в вытяну­том
состоянии толщина трико равна толщине
глади.

Применяется
трико в качестве грунта для получения
более сложных переплетений.

В
атласе
каждая нить последовательно образует
петли во многих петельных столбиках
сначала в одном направлении, а затем в
тех же столбиках в обратном направлении
(рис. 2.7, 3). Вследствие того, что ряды
петель с разным наклоном по-разно­му
отражают свет, атлас выглядит
поперечно-полосатым, с зиг­загообразными
полосами. По структуре и свойствам атлас
во многом подобен глади, повернутой под
углом 60°. Он имеет тол­щину, равную
двум толщинам нитей, составляющих его.
Атлас можно распустить только в
направлении, обратном вязанию, при
условии равномерного и одновременного
натяжения всех нитей. Атлас имеет
недостаточную прочность, обладает малой
формоустойчивостью, закручивается с
краев на лицевую сторо­ну в направлении
петельного ряда и на изнаночную сторону
в направлении петельных столбиков.

Применяется
атлас для выработки белья, купальных
костю­мов и верхних трикотажных
изделий.

Двойные
переплетения —
ластичная цепочка, ластичное трико
и
ластичный атлас
— образуются путем чередования лицевых
и изнаночных столбиков (рис. 2.7, 4—б).
Отличаются от одинарных большей толщиной,
обладают меньшей упругос­тью и имеют
повышенную растяжимость по длине,
применяют­ся в комбинации с другими
переплетениями.



К
производным основовяэаным переплетениям,
относятся одинарные — сукно, шарме,
атлас-сукно, атлас-шарме — и двойные —
интерлочные цепочка, трико, атлас.

Сукно
(трехигольное трико) и
шарме
(четырехигольное три­ко) (рис. 2.7,
7, 8).
В этих переплетениях каждая нить
образует петли не в соседнем петельном
столбике, а через один или два петельных
столбика соответственно. Поэтому сукно
и шарме имеют более длинные протяжки,
чем трико, что создает на из­наночной
стороне больший блеск, который
увеличивается с увеличением длины
протяжек. Трикотажные полотна этих
пе­реплетений имеют меньшую растяжимость
по ширине, чем по­лотна переплетения
трико. Полотна малорастяжимые, более
плотные и тяжелые, чем трико, имеют
большую толщину. По сравнению с трико
обладают меньшей распускаемостью и
более красивым внешним видом. Сукно и
шарме закручиваются по линии петельных
столбиков на изнанку и по линии нательных
рядов на лицевую сторону. При пошиве
изделий детали выкра­ивают в поперечном
направлении и изнанкой наружу.

Сукно
и шарме применяются для выработки
верхнего три­котажа, белья и перчаточных
изделий.

Производный,
атлас.
Если обычный атлас имеет триковую
кладку нити, то производный может иметь
суконную кладку (рис. 2.7,
9),
тогда его называют
атлас-сукно,
или кладку шар­ме, тогда его называют
атлас-шарме.
Производные атласы от­личаются от
трикового атласа и по толщине, и по
растяжимости. Так, например, растяжимость
суконного атласа меньше трико­вого
вследствие того, что длинные протяжки
препятствуют рас­тяжению атласа. В
атласе суконной кладки петельные
столби­ки расположены зигзагообразно.
Это полотно закручивается, распускается
в направлении, обратном вязанию.

Применяются
производные атласы в комбинации друг
с другом или другими переплетениями
для выработки филейных переплетений.

Интерлочная
цепочка, интерлочное трико
и
интерлочный атлас
(рис. 2.7,
10—12)
—- двойные производные переплете­ния,
упругие, не закручиваются и практически
не распускают­ся. Интерлочные полотна
более упругие, чем ластичные.

Применяются
для изготовления верхних, бельевых и
перча­точных изделий.

К
рисунчатым основовяэаным переплетениям
относятся платированные, ворсовые,
плюшевые, уточные, малорастяги- вающиеся,
филейные, жаккардовые и др.

Уточными
называются переплетения, в грунт которых
вве­дены дополнительные (уточные)
нити, не образующие петли. Они располагаются
между остовами петель и протяжками. В
основовязаном уточном трикотаже уточные
нити применяют в следующих случаях:
как связующие для соединения отдель­ных
петельных столбиков; как подкладочные
для получения ворсового трикотажа; как
отделочные для создания рисунков путем
определенного сочетания с нитями
грунта. Уточные ни­ти, ввязанные в
грунт трикотажа, существенно изменяют
его свойства, уменьшая степень
распускаемости, растяжимости,
закручиваемости с краев трикотажа
базового переплетения, уменьшают
показатели усадки трикотажа. При
деформациях усилия воспринимаются
уточными нитями, более ориентиро­ванными
в направлениях растяжения. При сложных
деформа­циях со значениями,
приближающимися к разрывным, но не
разрушающими трикотаж, уточные нити
изменяют свое поло­жение в трикотаже
относительно нитей грунта, причем эти
из­менения носят необратимый характер
и не восстанавливаются при релаксационных
процессах в трикотаже. Это явление
вы­зывает понижение показателей
формоустойчивости уточного трикотажа.

К
малорастягивающимся
полотнам относятся, например, цепочка-уток,
цепочка-сукно, трико-уток. В полотне
цепочка- уток
столбики цепочек соединяются в полотно
дополнительной уточной нитью (рис. 2.7,
13).
Цепочка-уток обладает понижен­ной
прочностью по ширине и легко распускается.
Значительная распускаемость трикотажа
цепочка-уток в известной мере устра­няется
в полотнах цепочка-трико, цепочка-сукно
и цепочка- шарме. При этом более
устойчивыми к распусканию являются
полотна с большими, чем у трико,
протяжками. Наибольшее распространение
из этой группы имеет полотно цепочка-сукно.
Цепочка-сукно
характеризуется малой распускаемостыо,
а по растяжимости приближается к тканям.
Недостатком этого по­лотна является
пониженная прочность по ширине. Полотно
три­ко-уток
получается при ввязывании уточных
нитей в трико и характеризуется малой
растяжимостью, пониженной распускае­мостыо
и более высокой прочностью по ширине.

Полотна
с такими переплетениями применяются
для изго­товления женских костюмов,
платьев, мужских сорочек, хала­тов и
других верхних изделий.

Филейные
переплетения (рис. 2.7,
14)
вырабатываются на базе основовязаных
переплетений, в которых отсутствует
связь между некоторыми соседними
петельными столбиками, вслед­ствие
чего на полотне образуются отверстия,
создающие разно­образные рисунки,
подобные ажурным.

Применяются
такие полотна для изготовления летних
бель­евых изделий (сеток), легкой
верхней одежды, летних перча­ток,
головных платков.

Трико-трико
— переплетение, в котором два трико
наложе­ны друг на друга таким образом,
что их протяжки направлены в разные
стороны. Обладает легкостью, застилистостью,
малой закручиваемостью и растяжимостью.

Используя
переплетения
атлас-атлас
или
трико-атлас, получают
полотна с креповым эффектом поверхности
«под ши­фон», «под креп-жоржет».

Трико-сукно
— комбинированное одинарное переплетение,
в котором трико заключено между остовами
пет
ель
и протяжка­ми сукна (рис. 2.7, 15). Имеет
подвижную структуру, закручи­вается
с краев, хорошо драпируется.

Трико-шарме
— одинарное переплетение, в котором
на ли­цевой стороне переплетение
трико, на изнаночной — шарме. Удлиненные
протяжки шарме на изнаночной стороне
полотна легко поддаются ворсованию,
поэтому полотна применяются для
изготовления изделий с начесом. Структура
переплетения более подвижная, чем в
трико-сукно.

Применяются
такие полотна для изготовления бельевых
из­делий и верхней одежды, шарфов и
отделочных беек.

Многослойные
трикотажные полотна, разработанные в
пос­леднее десятилетие, вырабатываются
на двухфонтурных ра- шель-машинах. В
зависимости от вида продукции и
требований к ней на машине используется
от двух до семи ушковых гребе­нок. На
обеих игольницах происходит поочередное
формирова­ние лицевой и изнаночной
сторон полотна, в средние гребенки
заправлены соединительные нити. Разводка
между игольница­ми определяет толщину
многослойного трикотажа (от 1,5 до 200
мм).

Применяются
такие полотна для производства бельевых
и верхних изделий, а также для изделий
технического назначения.

Снятые
с трикотажных машин полотна, а также
готовые из­делия, отдельные детали
и купоны подвергают отделке, для то­го
чтобы выявить специфические свойства
трикотажа, умень­шить его недостатки,
но основное назначение отделки —
улуч­шение качества изделий.

Перед
отделочными операциями полотно при
необходимости подвергают
штопке.
Последовательность и виды применяемых
отделочных операций обусловлены
волокнистым составом пря­жи и нитей,
видом сырья (суровые, окрашенные в
массе, из ок­рашенной пряжи и т.д.),
видом изделий, назначением и спосо­бом
их производства (кроеные, из деталей,
связанных на плос­ковязальных машинах,
купоны), структурой полотен.

Различают
отделку, выполняемую преимущественно
меха­ническими
способами, т.е. достигаемую физическими
воздей­ствиями (каландрированием,
ворсованием, тиснением и др.), и химическими
способами, т.е. достигаемую воздействием
хими­ческих препаратов и процессов,
изменяющих структуру воло­кон
(белением, мерсеризацией, крашением,
печатанием и др.).

Процесс
отделки можно разделить на четыре
основных ста­дии: подготовка, крашение,
печатание, заключительная отделка.

В
процессе
подготовки
трикотажные изделия подвергают­ся
ряду технологических операций
(замачиванию, промывке, предфиксации
(запариванию), отвариванию, белению,
отжиму, высушиванию, термостабилизации),
в процессе которых они приобретают
способность смачиваться вследствие
удаления за- масливателей и сопутствующих
веществ, им придается белиз­на.
Изделия, связанные из окрашенных в
массе нитей, пряжи или волокон, подвергают
отвариванию. В этом случае операция
называется
промыв ка-релаксация
и служит повышению фор- моустойчивости
изделий, улучшает внешний вид, а при
после­дующем крашении способствует
равномерному окрашиванию. В процессе
термостабилизации
повышается стабильность и формоустойчивость
изделий.

При
крашении
изделия приобретают цвет. Трикотажные
изделия могут иметь однотонную окраску
(т.е. быть гладкокра­шеными) или
узорчатую расцветку.
Однотонная окраска
полу­чается при крашении и белении,
а также при вязании из пред­варительно
окрашенных в один цвет нитей (пряжи)
или воло­кон.
Узорчатую расцветку
можно получить при вязании изде­лий
из нитей или пряжи, изготовленных из
окрашенных воло­кон разного цвета,
при вязании из нитей или пряжи, окрашен­ных
в разные цвета (т.е. быть пестровязаными),
и, наконец, ме­тодом печатания.

При
печатании
на изделия наносится рисунок. Для
печата­ния штучных изделий применяют
в основном два способа: пря­мую печать
с помощью сетчатых шаблонов
(фотофильмпечать) и переводную печать
(«сублистатик»).

При
заключительной отделке
изделия обрабатывают раз­личными
веществами, которые придают волокнистому
материа­лу те или иные свойства
(аппретирование — для снижения
спо­собности изделий к электризации,
распусканию петель, образо­ванию
затяжек, пиллинга, для придания
улучшенного грифа, безусадочности,
повышения износостойкости, улучшения
фор­мирования), подвергают ворсованию,
стрижке, фильцеванию (укладке ворса в
одном направлении), ратинированию
(завивке ворса с образованием на
поверхности узелков, шариков, завит­ков
и др.), валке, ширению, декатировке,
влажно-тепловой обра­ботке, а также
стабилизации (тепловой обработке с
помощью го­рячих воздуха, пара или
воды при небольшом натяжении или в
свободном состоянии изделий из
термопластичных синтетичес­ких или
триацетатных волокон), формованию
(запариванию или увлажнению с последующей
сушкой натянутого на форму гото­вого
регулярного изделия). Для улучшения
внешнего вида ис­пользуются различные
вышивки, аппликации, пришивка элас­тичной
ленты, различных украшений, украшение
бейками, фес­тонами, ракушечная
строчка и др.

Отделочные
процессы в трикотажном производстве
анало­гичны отделке тканей. Однако
специфические свойства трико­тажа,
являющиеся следствием его петельной
структуры (повы­шенная растяжимость,
распускаемость и др.), обусловливают и
особенности отделочных процессов.
Отделочные операции обычно проводят
при минимальных натяжениях трикотажа.

Виды
отделок трикотажных изделий можно
классифициро­вать по характеру
воздействия (рис. 2.8).



Рис.
2.8.
Классификация отделок по характеру
воздействия

К
отделкам комплексного воздействия
можно отнести ап­претирование,
влажно-тепловую обработку, стабилизацию,
фор­мование и др.

Некоторые
трикотажные полотна подвергают
специальным видам отделки,
например под замшу, тиснению, плиссирова­нию
(полотна из синтетических волокон),
дублированию, водо- и маслоотталкивающей,
придающей устойчивость к загрязне­нию,
действию микроорганизмов, огнестойкой
и др.
Отделка под замшу
основана на свойстве сильного усаживания
поливи- нилхлоридных волокон при
крашении — полотно становится очень
плотным, прочным, малорастяжимым.
Полотно обраба­тывают на горячих
каландрах (135—140 °С), в результате чего
частично оплавляются ПВХ-волокна на
поверхности полотна. Оплавленная
поверхность разворсовывается
шлифовальными валами и приобретает
вид замши. Для сохранения красивого
бархатистого поверхностного слоя при
эксплуатации такие из­делия следует
подвергать химическим чисткам, а не
стирать.

Формировка
чулочно-носочных и регулярных изделий
при­дает и закрепляет нужную форму
и размер, устраняет складки и замины.

После
завершения отделочных операций полотна
сортиру­ют, подбирают по артикулам,
цветам, ширине и направляют в швейные
цеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *