Трикотаж и ткань — в чем разница?

В переводе с французского языка слово трикотаж переводится как «вязаные изделия». Действительно, трикотажное полотно не переплетается как многие другие ткани, а вяжется. Гибкие петли огибают друг друга, соединяются, образуя эластичный материал. Вот поэтому устойчивое выражение «трикотажная ткань» можно считать не совсем корректным – трикотаж вовсе не ткут. Однако традиционные для ткани системы нитей утка и основы сохраняются.

Из этого материала изготавливают предметы одежды и домашний текстиль. Трикотаж известен человечеству тысячи лет. Существуют археологические находки, подтверждающие, что пользовались этим материалом еще в III веке до нашей эры.

Состав трикотажа

Трикотаж не ткут, а вяжут.

Трикотаж – огромная группа материй с различными видами, переплетениями, методами обработки. В первую очередь следует отметить разнообразие используемого сырья, именно от него зависят свойства материала.

Сырье выбирают, руководствуясь функциями, возложенными на будущее изделие. Основное внимание обращается на качество нитей. Ведь в одном случае требуется, чтобы волокно обладало жесткой структурой, чтобы вещь принимала определенную форму и сохраняла ее. В другом случае, к примеру, для чулок, нужна высокая эластичность – качества материала совершенно иные.

Трикотаж изготавливают из следующих исходных материалов:

  • пряжа – состоит из волокон небольших размеров, которые производятся методом скручивания;
  • нити – состоят из одного волокна;
  • комбинирование нитей и пряжи.

В качестве сырья используется шелк, лен, хлопок, шерсть и различные синтетические материалы в виде добавки. Они могут различаться по типу скручивания и длине. Чаще всего применяются комбинированные варианты, в которых сочетаются натуральные и синтетические материалы.

Рассмотрим подробнее виды волокон, из которых изготавливают трикотаж:

  • ацетат – волокно из целлюлозы, обработанное уксусным ангидритом;
  • вискоза – искусственное волокно из переработанной древесной целлюлозы;
  • лайкра – синтетический эластичный материал, хорошо растягивается;
  • хлопок – натуральное растительное волокно, мягкое и гигроскопичное, однако сильно мнется;
  • шелк – белковое волокно, которое получают из коконов тутового шелкопряда; материал легкий, прочный, с нежным глянцевым блеском;
  • шерсть – натуральное сырье, которое получают, состригая шерсть овец, коз, верблюдов;
  • эластан – упругое синтетическое волокно;
  • любые комбинации из вышеперечисленного.

Комбинированный трикотаж, обычно сочетает в себе лучшие свойства натуральных и синтетических материалов. К примеру, чистый хлопок сильно истирается и мнется, плохо садится по фигуре, а синтетические ткани электризуются и могут вызвать аллергию. При изготовлении смесовых, то есть комбинированных полотен, производители добиваются наилучшего сочетания оптимальных характеристик.

Существует несколько разновидностей комбинированного трикотажа. Среди них можно назвать:

  • вигоневое – материал на основе хлопка с добавлением натуральных шерстяных волокон;
  • неоднородное – в составе используется несколько видов нитей, с различным процентным соотношением, как натуральные, так и синтетические;
  • смешанное – состоит из нескольких видов волокон, один из которых преобладает; добавки могут быть различные: синтетические, искусственные, натуральные.

При создании белья чаще всего используются хлопчатобумажные волокна. Помимо этого встречаются изделия, в которых хлопок сочетается с полиамидом, ацетатом, вискозой, шерстью и лавсаном. При производстве чулок применяют хлопчатобумажную, полиамидную и полушерстяную пряжу. Для создания гладкой поверхности всегда добавляют нити из искусственного материала – так изготавливают блузки, рубашки, ночные сорочки. Если необходимо создать рельефный узор, то используются специальные текстурированные нити, добавляющие объем. Утепленное белье производится из рыхлой пряжи.

Особенности производства

Изделия из трикотажа практичны и стоят недорого.

Существует несколько способов производства материала.

  • Раскройный – используется при создании белья, верхней одежды и перчаток. Сначала изготавливается полотно ткани, а потом из него вырезаются по лекалам конструктивные элементы, необходимые для пошива одежды. Сшивание деталей происходит путем использования специальной машинки. Одной из особенностей этого способа является большое количество отходов, которое при изготовлении верхней одежды составляет примерно четверть или треть. Он применяется только для недорогих изделий массового потребления.
  • Регулярный – применяется дорогостоящее сырье. Способ больше подходит для мелкого производства. Процесс оказывается экономичным, но при этом трудоемким. Регулярный способ предполагает вязание целого изделия сразу, а не отдельных его частей. Дополнительное довязывание допускается только для мелких деталей, которые скрепляются маленькими стежками. В готовом изделии незаметны швы.
  • Полурегулярный – применяется преимущественно при создании верхней одежды. Трикотаж изготавливают на кругловязальной машине. Край материала образуется рядом петелек и не требует дополнительной обработки после изготовления. Способ весьма экономичен как с точки зрения временных затрат, так и по расходу сырья. Никаких пропусков во время шитья нет, что позволяет сэкономить около 5% материала. В полурегулярном способе не приходится тратить время на раскройку деталей, что помогает сэкономить еще около 4% материала.

Для каждой категории полотна используются свои вязальные машины.

  • Кулирная гладь делается на кругловязальной машине. Применяется цилиндр с окружной скоростью вращения до 0,7. Максимальное количество игл на самом большом валу может составлять около 13,5 тысяч штук.
  • Футеровое переплетение делается на одинарной круглотрикотажной машине. В ней около тысячи игл, и она может образовывать до 8 систем вязания. Такой механизм может производить 1800 рядов петель за одну минуту работы на максимальной скорости. Скорость вязания регулируется в зависимости от требуемого режима.

На итоговой стадии производства трикотажу придают презентабельный вид. Для этого существуют следующие способы отделки:

  • Пестровязаная – вид обработки, в результате которого получается многоцветная поверхность ткани, переплетаются уже окрашенные нити.
  • Отбеленная – материал осветляют до однородного белого или светло-кремового цвета. Отбеливание применяется как самостоятельный вид обработки, а также как база для дальнейшего окрашивания.
  • Гладкокрашеная – метод однотонного цветного окрашивания готового полотна.
  • Неотделанная (суровая) – неотделанный трикотаж получается на самой первой стадии производства полотна. Это материя, которая не подвергается никакой дополнительной отделке.

После обработки трикотаж может быть гладким либо пушистым. Чтобы создать ворс на поверхности, используют специальные игольчатые ленты и шишечки – детали располагаются на валах ворсовых машин.

Структура и переплетение

Одежда для самых маленьких тоже может быть из трикотажа.

По структуре плетения выделяют две большие разновидности трикотажа: поперечновязаную (кулирную) и основовязальную. Любой вид трикотажа создают из двух систем нитей – горизонтального утка и вертикальной основы.

Поперечновязаный (кулирный) трикотаж изготавливается так: петли одного ряда образует последовательное соединение одной либо нескольких нитей. Петли соединяются друг за другом согласно определенному чередованию нитяных систем. Плетение происходит в направлении петельного ряда. Чтобы образовать, к примеру, поперечное плетение, нити передвигают в правую сторону, смещая их под иглами вязальной машины – ткань не будет ни по вертикали, ни по горизонтали.

Для создания материи используется одно волокно, которое делается по одной системе ниток – появляются прямые петли. Благодаря этой особенности полотно можно распустить в любом направлении, оно получается очень эластичным. Рассмотрим несколько видов поперечновязаного трикотажа.

  • Двухизнанка («обратный трикотаж») – внешне напоминает обратную сторону глади. Из этого материала изготавливают женские головные платки и эластичные повязки.
  • Интерлок – комбинированный трикотаж. Характерный рисунок интерлока называют резинкой. Благодаря особенностям плетения интерлок не распускается, очень долго служит и достойно выглядит внешне. Основа материала – натуральный хлопок. В качестве добавки используют синтетический эластан. Плотность материала 220-330 г/м². Из интерлока делают нательное белье, мягкие пижамы и футболки.
  • Ластик (рибана) – эластичное полотно. Материал производят в виде компактной полоски, готовые изделия выходят средней толщины. Изделия из ластика очень формоустойчивы. Плотность материала – 170-350 г/м². Из ластика шьют водолазки, джемперы, а также манжеты. Материал совершенно не мнется.
  • Гладь (кулир) относится к переплетению, в котором очевидны различия между изнаночной и лицевой сторонами. Изнанка образуется дугами, она шероховата на ощупь, а лицевая состоит из палочек, ее текстура гладкая. Готовое полотно отличается тонкостью, начес отсутствует. Чтобы получить горизонтальный ряд, нити огибают последовательно – полотно лучше тянется в ширину, чем в длину. Этот материал применяют для создания халатов, белья и легкой одежды на летний период. В основу входят хлопковые нити, а в качестве добавки – лайкра. Синтетику добавляют для увеличения эластичности и упругости. В итоге получается полотно плотностью 145-180 г/м² (точная цифра зависит от особенностей производства, сырья и заданных режимов на вязальной машине).

Основовязаный трикотаж образуется отдельными нитями либо целыми их системами, то есть основами. Каждая основа образует несколько петель. Для создания петельного ряда необходимо использовать столько нитей, сколько будет петель в ряду. Рассмотрим подробнее разновидности основовязального плетения.

  • Атлас – нити создают петли в каждом из столбцов ткани. Сдвиг может совершаться в обе стороны во время плетения. Благодаря такому положению получается рисунок зигзагообразного типа. Для изготовления атласа используют шелк, преимущественно искусственный (из вискозы или синтетики), или хлопок. В качестве дополнения могут применяться волокна льна. Свойства такой ткани определяются составом и его соотношением. Из атласного трикотажа шьют шторы, постельные комплекты и нижнее белье.
  • Трико – нити во время провязки смещаются на один ряд в одну из сторон. Когда петля довязывается до конца, конструкция переходит в изначальное положение. Столбцы создаются из двух нитей, располагающихся по соседству.
  • Цепочка – состоит из петель, сделанных в вертикальном ряду. Петли вырабатываются на каждой игле из одной нити. Из цепочки изготавливают декоративную бахрому для отделки краев полотна.

Также существует два типа плетения, которые имеют существенные визуальные отличия:

  • одинарное – лицевые нити находятся по одну сторону, а изнаночные — по другую;
  • двойное – обе стороны считаются лицевыми, а для производства такого плетения нужны специальные круглочулочные машины с двумя цилиндрами.

Помимо вышеперечисленных, существуют еще такие варианты переплетения:

  • Совмещенное – подразделяется на две разновидности (жаккардовую и прессованую).
  • Рисунчатое – данный вид переплетения соединяется в рядах с различными элементами петель. Это одно из самых сложных плетений.
  • Производное – сочетаются петельные столбики самых простых переплетений. Для создания полотна под крючок заводят сразу две нити, которые соединяются под разными углами.
  • Главное. Чтобы создать этот вид переплетения, используют только одни петли. Данный способ применяется для создания ластика и глади.

Прессованное совмещенное плетение используется как заменитель ажура (гладкого узорчатого материала). Для его изготовления требуются машины с одним или двумя цилиндрами. Не все нити пускаются в работу и некоторые пропускаются. Несмотря на то, что они не используются, эти нити служат для поддержки рабочих. «Набросы» такого рода соединяются в петлю с основной нитью, что приводит к получению прессованного полотна.

Отличительной особенностью жаккардового переплетения является создание сложных рисунков. Это трудоемкий процесс, в котором применяется большое количество игл. Для сложных сочетаний применяются дополнительные процедуры по обработке. К ним относится фиксирование нескольких нитей в петле во время переплетения и так далее. Жаккардовое плетение используется для зигзагообразной вязки и создания ажура.

Свойства и применение трикотажа

Из трикотажа изготавливают чулочно-носочные изделия.

Материал получил широкую популярность благодаря своим положительным качествам, а также доступной цене и простым требованиям по уходу. Назовем основные преимущества трикотажа:

  • мягкость;
  • гигиеничность материала;
  • практичность использования;
  • большое количество разнообразных расцветок;
  • растяжимость и эластичность;
  • отсутствие скованности во время движений;
  • относительно низкая стоимость производства;
  • приятные тактильные ощущения;
  • прочность плетения и нитей;
  • простой и легкий уход;
  • воздухопроницаемость
  • гигроскопичность;
  • материал не накапливает статическое электричество;
  • широкая сфера использования.

При всех преимуществах трикотажа есть и ряд негативных свойств. Некоторые из них оказываются не столь существенными для покупателей, и преимущества заметно перевешивают минусы. И тем не менее, стоит назвать следующие особенности:

  • при использовании некачественного сырья ткани легко растягиваются;
  • трикотаж очень просто выглядит внешне;
  • из-за эластичности и облегаемости изделия легко подчеркивают все недостатки фигуры человека.

Из трикотажа шьют:

  • мужскую и женскую одежду (свитера, кофты, водолазки, штаны, платья);
  • детскую одежду (сарафаны, ползунки);
  • чулочно-носочные изделия;
  • белье и домашнюю одежду (пижамы, шорты, футболки);
  • спортивную одежду (майки, кофты, леггинсы, шорты);
  • постельные комплекты;
  • верхнюю одежду;
  • перчатки, варежки, шапки, шарфы.

Как ухаживать за трикотажем

Мокрый трикотаж не вешают на плечики – изделие растянется, после высыхания такой способ хранения приемлем.

Для поддержания ткани в хорошем состоянии на протяжении длительного времени требуется выполнять элементарные правила ухода за текстилем. Следует придерживаться несложных правил:

  • ткань полощут несколько раз, меняя воду;
  • материал не любит, когда его сильно выкручивают и выжимают;
  • не рекомендуется гладить после стирки;
  • при стирке в машинке нужно выбирать режим «ручная стирка» или стирать руками;
  • во время стирки вещи нужно сжимать, а не тереть;
  • температура воды не должна превышать 40 градусов;
  • запрещается сушить трикотаж в центрифуге, сушат горизонтально, просто расправив вещь;
  • во время стирки не стоит использовать отбеливатели;
  • мокрый трикотаж не вешают на плечики – изделие растянется;
  • для хранения желательно использовать специальные пакеты, в которые следует добавить средства против моли;
  • порошок должен быть заранее растворен, чтобы его мелкие фракции не оставляли следов на материи;
  • при полоскании обязательно нужно использовать кондиционер;
  • чтобы разгладить изделие, можно использовать пар;
  • для ликвидации катышек нужно использовать бритву или специальную машинку для их удаления.

Трикотаж очень практичный материал. Существуют различные типы ткани, отличающиеся по составу, виду переплетения, отделке и обработке. Трикотажная одежда очень популярна и доступна по цене. Уход за вещами несложен.

Как правило, для тех, кто не занимается рукоделием и шитьем в частности, ткань — всё, что на нее похоже. В бытовой речи даже нетканые материалы, например, фетр, нет-нет да и удостаиваются такого названия — что уж говорить о трикотаже, который может выглядеть очень по‑разному. Однако для тех, кто всерьез увлекается шитьем, важно различать эти материалы.

Чем трикотаж отличается от ткани

На самом деле разницу можно объяснить буквально одной фразой: ткань ткут (собственно, в русском языке эти два слова связаны напрямую), а трикотаж — вяжут (tricoter c французского языка переводится как «вязать»).

Ткань — это текстильное полотно, произведенное на ткацком станке путем переплетения перпендикулярно направленных нитей. Наличие таких перпендикулярных нитей (основы и утка) в ткани обязательно и является отличительной чертой таких материалов. Трикотаж так же представляет собой текстильное полотно, но вязаное. В нем нити (или даже одна нить) переплетаются абсолютно иначе — в виде петель, что и обеспечивает высокую растяжимость полотна. Понять, что перед вами именно трикотаж, а не ткань достаточно просто: слегка потяните полотно и посмотрите, есть ли петельная структура. Если вы по-прежнему не уверены, рассмотрите срез: у тканей на срезах, как правило, легко различимы нити основы и утка, а у трикотажных полотен на срезе можно заметить только короткие обрезки петелек. Состав при этом не имеет никакого значения: и ткани, и трикотаж могут производиться как из натуральных, так и синтетических волокон.

Статья продолжится после рекламы

Вы наверняка заметили, что в предыдущем абзаце объединяет и ткань, и трикотаж слово «текстиль». К текстилю (от латинского textere — «плести, переплетать») принято относить как ткани, так и трикотажные полотна, и даже нетканые материалы. Историки предполагают, что в роли первых текстильных волокон, вероятно, выступали почти не обработанные побеги трав, из которых в доисторические времена плели веревки, сумки, сети и т. д.

Резюмируем: называть трикотаж тканью не корректно, поэтому если необходим синоним, правильнее всего будет использовать словосочетание «трикотажное (или вязаное) полотно».

Подвернутый край крупновязаного трикотажа выглядит некрасиво и грубо, что ухудшает внешний вид изделия. А хочется сшить из него теплое платье, кардиган или пуловер так, чтобы вещь выглядела профессионально! Это можно сделать, используя очень простые приемы.

Рассмотрим работу с крупновязаным трикотажем на основе пошива простого пуловера.

Для пуловера из такого трикотажа подойдёт выкройка модели 114 из Burda 10/2016

Неважно, что вы шьете — платье, кардиган или пуловер, края и швы в них можно обрабатывать аналогично.

Итак, для начала рассмотрим купленный трикотаж.

Так как его отрезали в магазине, край выглядит вот так:

Нужно освободить петельки по отрезанному краю от лишних нитей.

Если край отрезан неровно, то нужно распустить петельные ряды, чтобы по краю остался один ряд петелек.

Не обязательно делать это с двух сторон отреза. Достаточно распустить до ряда петель тот край отреза, по которому будет располагаться низ нашего изделия.

В том случае, когда трикотаж легко распускается, за низ нужно выбрать именно распускающийся край трикотажа, в дальнейшем это позволит избежать спускания петель по горловине и проймам в процессе пошива.

Вам потребуется

— 4 катушки ниток в цвет;
— флизелин формбанд (полоски флизелина по косой);
— иглы для трикотажа (джерси, стрейч или суперстрейч). У таких игл кончик иглы закруглен, что не позволяет игле прорубать петли трикотажа;
— крючок и спицы нужного диаметра, который подходит по толщине к нитям трикотажа.

Шаг 1

Выкроить все детали так, чтобы распущенный край оказался по низу каждой детали.

Шаг 2

Из оставшихся крупных кусков от раскроя трикотажа распустить нитки, связать их и смотать в клубочек. Они нам будут нужны для обработки краев. Клубочек нужно будет подержать над кипящей водой, затем высушить его на батарее. Извитые нитки расправятся.

Если кусочки трикотажа маленькие и нитки распустились короткие, то лучше подобрать моточек ниток для вязания, подходящие по фактуре и цвету, иначе связанные концы-узелки испортят весь вид изделия.

Шаг 3

Разрезать полоски формбанда пополам, чтобы они стали узкими и были не так заметны в швах.

Проклеить получившимися полосками флизелина косые срезы деталей, но только с одной стороны. Например, если это проймы, то проклеиваем либо проймы, либо рукава. Эти полоски укрепят край детали от распускания, не дадут ей растягиваться, но в то же время шов останется эластичным, потому что полоска скроена по косой.

Я укрепила полосками только косые срезы рукавов. Если трикотаж сильно тянется, либо распускается по срезам, можно таким образом проклеить все срезы деталей.

Если в изделии есть плечевые швы, их нужно укрепить обязательно! Если рукава втачные, то нужно укрепить проймы.

Втачать рукава в проймы на четырехниточном оверлоке. Строчку прокладывать со стороны полоски. НО! Один шов рукава пока не нужно стачивать. Нужно, чтобы горловина была разомкнута, иначе ее сложно будет обметать.

Получилось, что полоска флизелина осталась в шве. Если флизелин взять в цвет, то его практически не будет видно.

Шов заутюжить на рукав. По лицу трикотаж не утюжить! Утюжить аккуратно, лучше через влажную ткань и не очень горячим утюгом, чтобы не сплющить рыхлую структуру трикотажа и не заутюжить ласы.

Шаг 5

Обметать горловину. Я ее не проклеивала, потому что она должна растягиваться при надевании. Если горловина широкая, то ее можно проклеить полосками флизелина, как и швы.

Шаг 6

Стачать оставшийся шов рукава, припуски заутюжить на рукав. Если горловина лежит волной после обметывания, то ее нужно приутюжить через влажную ткань.

Шаг 7. Обрабатываем низ рукавов

Чтобы петельки по обрезанным краям не распускались, их нужно закрепить вручную. Иголкой с ниткой закрепляем конец петли.

Теперь нужно решить, как закрепить низ. Вариантов три:

Закрыть петли с помощью крючка. Крючком поддеваем петельку и провязываем, используя дополнительную нить.

Вот такой плотненький и немного выпуклый край получается в итоге. Для толстого трикотажа лучше взять ниточку потоньше, чтобы край в итоге стал поизящнее.

Закрыть петли с помощью спиц. Для этого сначала надеваем петли на спицы.

Затем с помощью дополнительной нити закрываем петли, провязывая их лицевыми по две петли вместе.

Для вязальщиц это не представляет никакого труда. Объясняю для тех, кто не увлекается вязанием. Процесс не сложный с ним легко справится и новичок.

Вот такой чуть подкрученный наружу край получается на спицах.

В разном трикотаже и обработка может быть разная. Я выбрала спицы, край, закрытый с их помощью мне показался более тонким.

И третий вариант — набрать петли на спицы и связать резинку, чередуя лицевые и изнаночные петли. Пока рукав не сшит, сделать это легче.

Шаг 8

Сметать и стачать шов рукава и боковой шов изделия одной строчкой. Припуски заутюжить на спинку.

Шаг 9

В начале и в конце шва остались торчать нитки. Их нужно аккуратно загнуть и подшить к шву.

Шаг 10

Закрываем низ так же, как и низ рукавов, только вкруговую. На фото показан набор петель в области шва.

Шаг 11

Осталось обработать горловину. Это сложнее, потому что по ней целых петель нет. И, чтобы она не растянулась и петли не разошлись по срезам, мы ее обметали. Что делать?

Вот один из вариантов: заправляем вязальную нить в иглу и рядом с обметанным краем по всей горловине прокладываем стежки так называемым тамбурным швом —

швом с петельками. Петли стараемся делать такой же величины, что и у трикотажа.

Шаг 12

Из каждой петельки с помощью дополнительной нити набираем петли на спицы.

И затем вяжем резинку нужной высоты, провязывая эти петли лицевой-изнаночной.

Если навыков вязания нет вообще, то можно выкроить прямоугольник по длине горловины высотой 10−15 см, сшить его в кольцо и пришить его к горловине на оверлоке. Будет воротник-хомут или воротник-гольф в зависимости от ширины горловины. Край воротника придется закрыть так же, как и низ рукавов. Но, я думаю, что с резинкой справится и новичок, сейчас много уроков по ее вывязыванию в интернете.

Если с вязанием все же не получается, можно горловину окантовать полоской тонкой замши или кожи. Их срезы не нужно подворачивать, поэтому окантовка получается более тонкая.

Вариант посложнее — окантовать полоской того же трикотажа, прикетлевав ее по горловине. Для этого открытые петли на полоске пришивают с помощью иголки с вязальной ниткой к горловине. Каждую петельку на полоске сначала с лица горловины, затем также пришивают вторую сторону полоски с изнанки горловины.

Как шить трикотаж на швейной машинке

Можно сшить срезы и на машинке. Только не прямой строчкой, а мелким зигзагом, чтобы швы был эластичными. А вот обметывать край на зигзаге не нужно. Он будет жестким и волнистым. Если трикотаж толстый, то в швах будут торчать нитки от разрезанных петель, что, конечно, выглядит не аккуратно. В этом случае швы лучше окантовать полосками, нарезанными поперек полотна из трикотажной сетки, если это изделие нараспашку, например, пальто или кардиган. В пуловере или платье припуски просто раскладывают и пришивают из вручную по обе стороны от шва.

Готово! Вот что получилось в итоге.

Светлана Хацкевич

Светлана закончила ВУЗ по специальности «Инженер-технолог швейного производства». Более 20 лет преподает технологию шитья. Является старшим преподавателем в «Академии Burda». Мы знаем Светлану по ее работе на сайте с момента его основания. Она щедро делится знаниями и заражает своей любовью к шитью.
Шитье — это творчество, увлекательное и познавательное. Добро пожаловать в этот яркий и интересный мир!

Трикотаж – это эластичное вязаное полотно, которое производится из разных типов волокон. Вещи из него есть в любом гардеробе, они хорошо облегают фигуру и не стесняют движения, мягкие и комфортные в носке. Какими качествами обладает материал? Какая классификация таких материй существует и считаются ли они тканями? Что шьют из трикотажа? Сколько стоит 1 метр?

  • Что собой представляет трикотаж и чем он отличается от ткани?
  • Каким может быть состав трикотажного полотна?
  • Классификация трикотажных тканей
  • Обзор трикотажа: характеристика (плюсы и минусы), использование
  • Общие правила ухода за изделиями из трикотажных тканей
  • Сколько может стоить 1 метр трикотажа?

Что собой представляет трикотаж и чем он отличается от ткани?

Трикотаж – это эластичный мягкий материал с хорошими гигиеническими и эстетическими свойствами. Название произошло от французского слова «tricoter», что значит «вязать». Разница трикотажа и ткани заключается в способе их производства.

Ткань – материал, который получают на ткацких станках, используя различные переплетения основной и уточной нитей. Трикотаж – это вязаное полотно, состоящее из переплетающихся между собой в поперечном и продольном направлениях петель, образованных из нити. Для трикотажного полотна, в отличие от текстиля, характерна более высокая пористость, что связано с его петельной структурой, поэтому изделия из него хорошо согревают.

Каким может быть состав трикотажного полотна?

Для изготовления трикотажа используют как одинарные нити, так и скрученные между собой. В сырьевой состав полотна могут входить самые разные волокна, от этого зависит плотность, характеристики и назначение материи:

  • Натуральные. Отличаются экологичностью и гипоаллергенностью. Шерстяные нити эластичны и прочны, изделия из них хорошо удерживают тепло. Хлопок – легкий, неприхотливый в уходе материал. Лен отлично пропускает воздух, прочен и долговечен, является природным антисептиком. Шелк обладает высокой износостойкостью и способностью сохранять тепло.
  • Синтетические. При производстве трикотажа часто используют волокна полиэстера, акрила и нейлона, которые придают изделиям прочность, износостойкость, способность сохранять цвет и держать форму. Эластан, лайкра и спандекс – полиуретановые синтетические волокна, которые часто добавляют для придания материалу эластичности.
  • Искусственные. Их получают из натурального сырья искусственным путем. Вискоза экологична, теплостойка и гигроскопична, однако плохо растягивается, имеет невысокую прочность и легко сминается. Ацетатные волокна приятны на ощупь, обладают большой эластичностью, позволяют получать интересные варианты окраски.

Полотно может полностью состоять из одного вида сырья, однако чаще оно имеет смешанный состав. Добавление синтетики к натуральной основе значительно удешевляет материал, а также улучшает некоторые потребительские свойства – придает стойкость к трению, растяжению, механическим воздействиям, загрязнениям, способствует длительному сохранению цвета.

Классификация трикотажных тканей

Трикотажем называется огромная группа различных материй, которые отличаются типом нитей, разновидностью переплетения, особенностью производства, структурой и отделкой. Все виды схожи по описанию: они мягкие, прочные, хорошо тянутся, пропускают воздух и впитывать влагу, однако между ними существует и множество отличий. Существует несколько классификаций материала.

Виды по классу переплетения

Порядок расположения и соединения петель в полотне варьируется, в зависимости от этого существует 4 класса переплетений:

  • Главные. Простейший вид сочетания элементов. Полотно состоит из одинаковых петель, расположенных в один ряд.
  • Производные. Сочетают в себе два и более главных переплетения одного типа, образующих многослойную структуру. Петельные столбики расположены плотно, поэтому соединения получаются прочными, но имеют малую растяжимость в поперечном направлении.
  • Рисунчатые. Образуются на основе главных и производных. Благодаря изменению размера, формы и длины протяжки петелек, введению дополнительных нитей полотно получается фактурным.
  • Комбинированные. Сочетают в себе признаки главных, производных и рисунчатых переплетений. Обычно обладают меньшей растяжимостью и распускаемостью, но хорошо держат форму.

По способу получения полотна (поперечновязаный и основовязаный)

По способу получения трикотаж бывает поперечновязаным (кулирным) и основовязаным. В первом случае петли в ряду формируются из одной нити, которая потом переходит в следующий ряд. Полотно, полученное таким способом, хорошо тянется вширь, но легко распускается как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Принцип получения основовязаного трикотажа следующий: одна нитка образует одну петлю в одном ряду, потом по диагонали в другом и т. д. Таким образом используется целая система нитей, называемая основой. Их количество равняется количеству петель в ряду. Трикотаж, полученный этим способом, менее эластичен, однако практически не распускается.

По числу петельных слоев

При использовании одного ряда вязальных игл получают одинарный трикотаж. Таким способом производят легкие, хорошо тянущиеся материи. Обычно лицевые петли образуют продольные столбики, похожие на косички, изнаночные – поперечные строчки, напоминающие кирпичную кладку. Для создания двойного трикотажа используют 2 ряда вязальных игл. Он имеет малую растяжимость и хорошо держит форму. Материя получается из двух систем нитей, образующих петли лицевой и изнаночных сторон. Каждая из них представляет собой отдельное полотно, они могут различаться по составу, цвету и плотности.

Характеристика (плюсы и минусы), использование

Благодаря большому разнообразию типов трикотажных полотен сфера их использования чрезвычайно широка, из них шьют разнообразные изделия – от нижнего белья до верхней одежды.

Ниже приведен обзор разных видов трикотажных изделий в зависимости от плотности – одной из важнейших характеристик, которая определяется числом петель на 1 метр.

Трикотаж высокой плотности

Высокую плотность имеют стеганый, двухслойный трикотаж, а также материал с ворсом и с начесом. Их преимущества заключаются в способности сохранять тепло и высокой прочности, благодаря чему изделия из него выдерживают множество стирок. Такой трикотаж не деформируется при носке, даже после сильного растягивания он быстро принимает прежнюю форму. Минусом является его не слишком высокая эластичность.

Примеры плотного трикотажа:

Трикотажные ткани средней плотности

К тканям средней плотности относят неприхотливый в уходе и комфортный в носке пике. Имеет сложное структурное плетение, в зависимости от его вида на поверхности образуются узоры – квадраты, соты, ромбы. Преимущества пике – прочность, экологичность, гигроскопичность, стойкость к сминанию. К минусам можно отнести высокую цену. Материя широко используется для пошива повседневной и спортивной одежды, в т. ч. футболок поло.

К тканям средней плотности относят трикотажный велюр – красивую теплую ткань с бархатистым ворсом. Она не слишком устойчива к истиранию, а ее ворсинки часто заламываются, из-за чего материя выглядит мятой. Из нее производят домашнюю и повседневную одежду для взрослых и детей.

Тонкие, легкие ткани

Самое тонкое трикотажное полотно – кулирка (см. фото). Она обладает мягкой, гладкой и приятной на ощупь поверхностью, не мнется, имеет высокую износостойкость и комфортна при носке. Недостатком является склонность к усадке, однако чаще всего это наблюдается при неправильном уходе. Из-за тонкости кулирки из нее шьют в основном нижнее белье, летнюю одежду и вещи для малышей.

Вискозный трикотаж – легкая дышащая материя, мягкая и приятная на ощупь. Хорошо впитывает влагу, не электризуется, легко окрашивается и долгое время сохраняет цвет (при условии применения красителей высокого качества). Ее минусами являются требовательность к уходу, способность давать усадку, деформироваться, выгорать на солнце. Из вискозного полотна шьют блузки, брюки, платья, легкие летние вещи. Ткань низкой плотности и не особенно высокого качества, больше других подвержена образованию катышков.

Общие правила ухода за изделиями из трикотажных тканей

Трикотажные изделия лучше стирать вручную, мягко сжимая. Тереть их не рекомендуется – это может привести к появлению катышков. Вещи лучше не замачивать, при необходимости их можно оставлять в замоченном состоянии не более 20 минут. Если в материале более 70% натуральных волокон, его можно стирать при 50°С, вещи с высоким процентом синтетики – при 30–40°С. Синтетический и очень плотный трикотаж можно стирать в машинке в деликатном режиме с двойным полосканием и минимальным количеством оборотов при отжиме.

Моющее средство должно быть мягким, предпочтительнее использование гелей и жидкостей для деликатных тканей. Оно должно полностью раствориться перед погружением трикотажного изделия в воду. Важно при полоскании придерживаться того же температурного режима, что и при стирке, иначе трикотаж может сесть или потерять форму.

Выстиранное изделие раскладывают горизонтально, промокнув с двух сторон полотенцем, и дожидаются высыхания при естественных условиях. Сушка вблизи отопительных приборов и под прямыми лучами солнца запрещена.

Гладят трикотажные вещи с изнанки, подкладывая марлю или тонкую ткань, но более предпочтительным вариантом является отпаривание. При глажке утюгом важно не надавливать на материю и не устанавливать высокую температуру. Хранят трикотаж в горизонтальном положении на полке или скрутив изделие в рулон.

Сколько может стоить 1 метр трикотажа?

Стоимость 1 метра трикотажа может сильно разниться. Она зависит от таких факторов, как:

  • Сырье. Наиболее дорогими являются полотна из натурального шелка (от 2000 руб.) и шерсти (400–2000 руб.), хлопковый, полиэстеровый и вискозный трикотаж дешевле (200–750 руб.)
  • Плотность. Легкие ткани уступают по цене более плотным, стоимость кулирки обычно начинается от 200 руб.
  • Внешний вид. Трикотаж с рисунком и сложным рельефным узором дороже однотонного и гладкого материала.
  • Производитель. Отечественные компании обычно устанавливают более демократичные цены, чем зарубежные. Влияет на стоимость и репутация бренда.
  • Количество ткани. Чем больше покупаемый метраж, тем ниже стоимость.

Многие начинающие портнихи опасаются использовать для пошива изделий трикотаж. Действительно, по сравнению с большинством тканей, вязаная материя очень капризна. Однако работа с ней не доставит больших трудностей, если предварительно изучить нюансы шитья трикотажных изделий. При этом важную роль играет не только то, какая швейная машина используется для пошива, но и тип игл, ниток, лапки. Перед работой с этим материалом также нужно изучить информацию о том, каким швом нужно сшивать детали из него и что делать, если машинка пропускает стежки.

  • Что такое трикотаж и почему из него трудно шить на обычной швейной машине?
  • Что понадобится для работы с трикотажем?
  • Каким швом сшивать детали и как обработать шов?
  • Маленькие хитрости: как кроить трикотаж, зачем надо знать коэффициент его растяжимости?

Что такое трикотаж и почему из него трудно шить на обычной швейной машине?

Под этим термином в швейном деле подразумевается полотно, готовое трикотажное или цельновязаное изделие, структура которого представляет собой соединенные между собой петли. Устойчивое выражение «трикотажная ткань» не совсем корректно, т. к. трикотаж не ткут (как ткань), а создают с помощью вязальной установки. Определить трикотаж по внешнему виду несложно. Нужно просто растянуть полотно. Если будет заметна петельная структура, значит, оно относится к данному классу тканей.

Сегодня существует множество видов трикотажных материй: кулирка, футер, интерлок, рибана, джерси, пике, велюр, бифлекс, масло, стрейч-трикотаж и др. На обычных швейных машинах непросто шить трикотажные изделия. Детали из этой материи растягиваются во всех направлениях, плохо держат форму, скручиваются по краям. При неаккуратной работе с этой материей на ней могут образоваться затяжки. Игнорирование определенных нюансов часто приводит к пропуску стежков.

Что понадобится для работы с трикотажем?

Трикотажные изделия очень красивы и практичны. Благодаря их эластичности при шитье можно обойтись без вытачек и застежек.

Многие начинающие швеи боятся браться за пошив своими руками платья или юбки из масла или стрейча. Эти опасения совершенно беспочвенны, нужно всего лишь соблюдать правила работы с этими непростыми, на первый взгляд, материями.

Избежать возможных трудностей удастся, если шить детали на специальной машине, использовать предназначенные для этого нитки и иголки, а элементы стачивать особым швом, подходящим для трикотажа. Только в таком случае стежки будут ровными и непрерывными, а сшитое изделие удовлетворит качеством.

Тип бытовой швейной машины

Обычно такую материю шьют с помощью особого оборудования – распошивалки, являющейся устройством цепного стежка. Это означает, что выполненный ею шов с обратной стороны имеет переплетение, напоминающее косичку. Еще одна машинка для сшивания трикотажа – коверлок. Это приспособление совмещает в себе функции распошивалки и оверлока.

Чтобы стачать срезы деталей из трикотажа, рекомендуется использовать трикотажный оверлок. Он оснащен особой растягивающей полотно рейкой, называемой дифференциальной, на которую во время шитья прокладывается стачивающий цепной стежок.

Несмотря на это, совсем не обязательно специально покупать перечисленные швейные приспособления. Прошить трикотажные детали можно и на обычной бытовой машине. Главное при этом использовать специальные нити и иглы, обеспечивающие качественный шов.

Нитки для трикотажа

Чтобы платье или блуза, сшитая из этого материала, радовала качеством и долго служила, для пошива нужно выбирать правильные нитки. Слишком толстые могут испортить полотно в месте прокола иглы, а слишком тонкие легко порвутся. Лучше всего для этой цели использовать полиэстеровые эластичные, тонкие, но при этом очень прочные нитки. В их маркировке должны присутствовать буквы «ЛЛ» или «ХЛ»

Нитки должны быть новыми. Крайне не рекомендуется использовать уже бывшие в эксплуатации нити или долго лежавшие в ожидании своего часа. Немаловажным является соответствие нити номеру используемой в работе иглы. Если не соблюдать это правило, вряд ли удастся избежать пропусков стежков и образования волнистых швов. Для облегчения выбора ниток можно воспользоваться сведениями, представленными таблице, относительно оптимальной их комбинации с иглами.

Важным является не только качество и характеристики используемых нитей, но и степень их натяжения. Какой бы прочной ни была нитка, она легко порвется, если ее слишком сильно натянуть. Слабо натягивать ее тоже не следует, т. к. это негативно скажется на качестве швов.

Иглы для работы с трикотажным полотном

Как уже отмечалось ранее, игла должна соответствовать толщине материи. Лучше всего трикотажное полотно шьет закругленная на конце иголка. Она позволяет раздвинуть нити материи, а не прокалывать ее. Если инструмент подобран правильно, он не рвет материал и не образует затяжек, а на готовом изделии не будет стрелок со спущенными петлями.

Если планируется работа с шерстяной или хлопковой материей, покупать рекомендуется иглы, на упаковке которых имеется пометка «jersey». Трикотаж, в состав которого входит синтетическое сырье или большое количество лайкры, шьют иголками с маркировкой «stretch».

Какая нужна лапка?

Шитье платья или блузы из трикотажа с использованием обычной лапки может привести к тому, что материал начнет сбориться, нитки – рваться, а на строчке возникнут пропуски. Избежать перечисленных проблем можно с помощью следующих хитростей:

  • подкладывать с обеих сторон материи бумагу для предупреждения образования складок;
  • подбирать режимы шитья с помощью регулировки натяжения ниток и лапки;
  • применять особую водорастворимую бумагу.

Несмотря на то, что с помощью перечисленных ухищрений можно добиться высокого качества пошива, рекомендуется обзавестись специальной лапкой. Это приспособление пригодится даже при отсутствии планов постоянного шитья изделий из трикотажа. Такое устройство превращает обычную строчку в эластичную. Она получается чуть менее прочной, чем обычная растяжимая, но выглядит гораздо аккуратнее.

Это приспособление снабжено особым рычагом, который при установке опирается на держатель иглы. Внизу основания имеется резиновая подушечка, а в задней части – пружинка. Благодаря этой конструкции исключается смещение слоев ткани, а также предотвращается их растягивание и сборение.

Каким швом сшивать детали и как обработать шов?

Стачать детали из трикотажа можно разными швами: прямым, зигзагообразным, двойной строчкой, двойной иглой, стрейч. Предварительно это рекомендуется сделать вручную. Чтобы упростить выбор типа строчки, нужно изучить, что представляет собой каждый из них и какими особенностями обладает. Подробные сведения о перечисленных разновидностях строчек для сшивания деталей из трикотажа представлены в таблице:

Самое важное при работе с этой материей – сохранить ее эластичность, что дает возможность обойтись без лишних застежек и вытачек на изделиях. Срезы деталей следует обрабатывать зигзагом с крупным стежком. Также для этого можно использовать оверлок. При их сильном растяжении с внутренней стороны вдоль среза рекомендуется приклеить клейкую ленту.

Почему машинка пропускает стежки, как это исправить?

Почему возникает эта проблема? Шов будет иметь пропуски, если шить изделие из масла или другого вида трикотажа:

  • На обычной машине. При использовании распошивалки или соблюдения ряда ухищрений эта проблема будет исключена.
  • С помощью неподходящих игл и нитей. Решит эту задачу простая замена инструментов.
  • Допуская переход с толстого на тонкий участок ткани. Если исключить этот прием во время шитья, шов будет непрерывным.

Как кроить трикотаж, зачем надо знать коэффициент его растяжимости?

Кроить эту материю необходимо с учетом ряда правил:

  • Не растягивать.
  • Раскладывая выкройку на материал, следить за тем, чтобы направления долевой нити и петельных столбцов совпадали. Нижние края парных деталей или элементов одной плоскости должны смотреть в одну сторону.
  • К скользкой ткани лекало приколоть булавками или приклеить скотчем. Раскраивать ее следует в 1 слой.
  • При отсутствии острой необходимости отказаться от вытачек и прибавки на свободное облегание.

Чтобы правильно раскроить трикотаж, следует учесть коэффициент его растяжимости. При игнорировании этого параметра при построении выкройки не удастся добиться идеальной посадки изделия. Сшитая вещь будет слишком узкой или, напротив, слишком просторной. Ни в том, ни в другом случае она не украсит фигуру.

Многие не понимают разницы между тканями и трикотажем, поэтому я решила рассказать, в чём же она состоит.

На самом деле, здесь всё очень просто. Ткани — это буквально то, что соткано, то есть переплетение двух (или более) нитей. А трикотаж — это вязаное полотно: специальные машины, вывязывают его из всего одной нитки, как бабушка из клубочка.

На самом деле, есть намного больше подразделений. И тех же тканей есть много по способам переплетений нитей, и трикотажей тоже. Есть еще нетканые полотна. Например, эти образцы сделаны разными способами переработки пластиковых бутылок. У нас в университете есть целая научно-исследовательская лаборатория по изучению и производству таких нетканых полотен! А именно эти образцы делались у меня на глазах:

Но вернемся к тканям и трикотажам. За счёт своей структуры, трикотаж тянется независимо от материала, из которого связан. А вот ткань тянуться не будет, если в её составе нет эластичных добавок (например, эластана). Поэтому я практически не делаю облегающую одежду из тканей, зато из трикотажа мы можем обыграть почти любой дизайн.

Почему почти не шью из тканей? Это связано с тем, что перед примеркой человек может побольше или поменьше поесть, выспаться или быть уставшим, а все это влияет на посадку изделия. И если скорректировать посадку, когда фигура находится в несвойственном себе положении, потом это будет невозможно исправить, а объяснять это клиентам, как бы спихивая с себя ответственность на них, я не хочу. А при работе с трикотажем я могу быть уверена в результате, даже если клиентка потом чуууть-чуть поправится или похудеет.)))

Я, кстати, однажды так сшила себе замечательные брюки, только не носила их ни дня, потому что в них было очень удобно только СТОЯТЬ😅 Они соовсем не тянулись:

Теперь немного поговорим о материалах, из которых может быть сделан трикотаж: иными словами, о его составе. Они могут быть как синтетическими, так и натуральными (например, хлопок или шерсть). У стопроцентно натурального трикотажа есть недостаток: изделия из него получаются недолговечными, потому что быстро теряют свою форму из-за мягкости и податливости природных волокон. Но если материал ненатуральный или смесовый (то есть в его составе не один исходник) с синтетической составляющей, изделие прослужит гораздо дольше.

Спешу успокоить тех, кого пугает слово “синтетика”. Сейчас наука шагнула далеко вперед, и лично я при создании одежды уже давно отдаю предпочтение синтетике. Синтетические материалы гораздо комфортнее, особенно для белья и спортивной одежды: они позволяют коже очень хорошо дышать и не причиняют никакого вреда. Если материал действительно качественный, бояться его ненатуральности не стоит.))

А сейчас я хочу провернуть одну штуку, тоже в качестве проверки)) надеюсь, меня не отправят за это в бан)

Лучшие посты за сегодня

Вязать против тканого

Разница между трикотажным и тканым, как следует из названия, начинается с процесса создания каждого типа ткани. Все виды тканей производятся путем ткачества или вязания. Несмотря на то, что ткани выглядят иначе, чем трикотажные ткани, многим трудно отличить трикотажные ткани от тканых. Пуловеры трикотажные; мы все это знаем, и одни футболки связаны трикотажем, а другие — ткаными. Большинство хлопчатобумажных тканей, используемых для изготовления рубашек и брюк, являются ткаными. Даже джинсовая ткань является самой универсальной тканью всех времен и народов. В этой статье более подробно рассматриваются различия, чтобы читатели могли узнать особенности как трикотажных, так и тканых материалов.

Что такое трикотажное полотно?

Первое и главное различие между трикотажным полотном и тканым полотном заключается в том, что трикотажное полотно изготавливается с использованием одной пряжи с помощью игл, которые образуют переплетенные петли. Что касается качества ткани, трикотажное полотно поддается растяжению и идеально подходит для тех, у кого плотная посадка, поскольку оно растягивается и обеспечивает им комфорт.

В трикотажном полотне есть изолированные воздушные карманы, которые обеспечивают тепло владельцу. Однако они также пористые и обеспечивают дышащую ткань. Трикотажные ткани пушистые, впитывающие и легкие, что делает их предпочтительными для многих. Однако они имеют тенденцию к усадке больше, чем тканые ткани, что ставит такие ткани в невыгодное положение, поскольку их нельзя часто стирать. Кроме того, они выцветают больше, чем ткани. Купив трикотажное полотно, вы увидите, что по краям по продольным краям имеются круглые пятна клея или крахмала. Это необходимо для предотвращения скручивания ткани. Также ткань не перетирается по ширине и кромке среза.

Что такое тканая ткань?

Когда дело доходит до тканого материала, две или более пряжи переплетаются с помощью древнего ткацкого искусства. Есть две пряжи или нити, которые в ткацком станке называются основой и утком. Станок превращает нити в ткань. Отличительная черта тканых полотен — отсутствие растяжения. Ткань, как правило, не растягивается, хотя сегодня некоторые ткани, например, джинсовые, делают растягиваемыми. Некоторым тканям придают способность к растяжению за счет добавления лайкры между ними.

Ткань может быть одноцветной или многоцветной в зависимости от используемых нитей, и на ткани можно создавать художественные узоры или узоры. В тканых материалах есть пересекающиеся нити, перпендикулярные друг другу. Они изготавливаются на ткацком станке, где пряжа, идущая прямо по длине, называется основой, а пряжа, проходящая по ширине, называется утком. Большинство тканых материалов имеют лицевую и изнаночную стороны, которые становятся известны, как только вы видите ткань. Что касается краев тканого материала, продольные края прочны и не двигаются. Однако обрезанный край или ширина ткани изнашиваются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *