Виды отделок изделий из трикотажа

ЕЩЁ по теме: Декорирование одежды трикотажными элементами  мастер-класс

В этой статье мы рассмотрим технологию выполнения самых разных видов отделки трикотажного изделия.

Рюш

Для изготовления рюша, как на илл. 1, потребуется трикотаж с низкой осыпаемостью на срезах, не «пускающий стрелы» и не закручивающийся на срезах.

Выкроить из трикотажа полосу шириной 4 см (кроить вдоль петельных рядов трикотажного полотна). Поставить по длинным срезам полосы метки для закладывания складок через каждые 2 см. Намелить линию посередине полосы с лицевой стороны.

По меткам заложить бантовые (встречные) складки, как показано на илл. 2, 3. Приутюжить. Наложить полосу с приутюженными складками на изделие и настрочить ее посередине по намеченной линии, одновременно закрепляя складки (илл. 2).

Боковые срезы каждой складки совместить так, чтобы лицевая сторона оказалась внутри. Поставить закрепку длиной не более 5 мм (илл. 3). Отделка готова.

Декор «квадраты»

В таком стиле можно сшить изделие полностью или использовать этот декор для отделочных деталей модели (илл. 4). Элементы декора могут быть различны: квадраты, ромбы, треугольники, фигуры неправильной формы и т. д. Можно комбинировать трикотаж двух цветов.

Оставляя отверстия при стачивании элементов декора между собой, получим совершенно новый вид. Припуски швов стачивания нужно расстрочить (0,1 см), чтобы они не вывертывались через отверстия наружу. Можно использовать отделочные нитки.

Если добавить нижний слой контрастного цвета, то декор станет еще более эффектным: через отверстия верхнего слоя будет виден нижний.

Декор по краю детали

Этот вид отделки (илл. 5) применим по краям деталей: по низу изделия, по низу рукавов, по краю отлета воротника и т. д. Трикотаж должен быть с низкой осыпаемостью на срезах, не «пускающий стрелы» и не закручивающийся на срезах.

Нарезать навесные петли шириной 1 см (илл. 6) из трикотажа (выкраивать детали петель вдоль петельных рядов трикотажного полотна). Длина петель зависит от количества и ширины поперечных полос, которые будут вплетены в них, плюс 0,5 см прибавка на толщину трикотажа плюс верхние припуски.

В данном случае показаны две поперечные полосы, ширина которых по 1 см. Соответственно, длина петель 6,5 см (2 см х 2 полосы + 0,5 см (прибавка на толщину материала) + два припуска на шов по 1 см).

Выкроить поперечные полосы шириной 1 см (выкраивать вдоль петельных рядов трикотажного полотна). Длина полос зависит от длины края детали, вдоль которой выполнен декор.

Притачать навесные петли к срезу детали (1 см), как показано на илл. 6. Обтачать срез детали обтачкой (1 см).

Первую поперечную полосу продеть через навесные петли, как на илл. 7. Затем вторую полосу (илл. 5) — в «шахматном» порядке.

Концы полос нужно прикрепить к крайним петлям декора.

Машинные буфы

Такой вид отделки, как простые машинные буфы, рекомендуется использовать в изделиях из тонкого, легко драпирующегося трикотажа (илл. 8).

Получить сборку можно разными способами:

Самый простой вариант — с применением эластичных нитей. Тогда отделка будет обладать высокими эластичными свойствами. В стачивающей прямой строчке, выполненной на машине челночного стежка, нижняя нитка — эластичная, ее нужно заправить в шпульку.

Важно отрегулировать натяжение подачи нижней эластичной нити с помощью винта на шпульном колпачке. Это влияет на величину сосбаривания материала. Чем сильнее ослаблен винт, тем меньше густота сборки.

Проложить строчку с большой длиной стежков (2 стежка в 1 см) по детали изделия на участках выполнения буф. Оставить концы ниток строчки не менее 10 см. Затем вручную сосборить деталь, затягивая нижнюю нитку строчки.

Равномерно распределить сборку. Закрепить концы ниток строчки. Простые машинные буфы готовы. Чтобы зафиксировать сборки буф, рекомендуется настрочить тесьму на деталь со сборкой («строчка в строчку»).

Выстеганные детали

Чтобы получить объемный элемент для декорирования изделия из трикотажа (илл. 9), вам потребуется синтепон или другой объемный наполнитель. Конфигурация детали может быть различна, как и ее размеры.

Выкроить из трикотажного полотна две одинаковые детали, такую же деталь выкроить из синтепона. Припуски по контуру 0,7 см. Настрочить деталь из синтепона на одну деталь из трикотажа по контуру (0,5 см) — см. илл. 10. Обтачать деталь с синтепоном второй деталью из трикотажа (0,7 см) — илл. 11, оставляя отверстие для вывертывания. Вывернуть деталь на лицевую сторону, выправить края и углы.

Если трикотаж плотный, то рекомендуется высечь припуски шва обтачивания в углах. Подшить ручными потайными стежками отверстие для вывертывания. Чтобы деталь не потеряла объем, утюжить ее по всей поверхности не рекомендуется. Приутюжить только обтачанные края.

Проложить несколько отделочных строчек но всей поверхности элемента (илл. 12), расстояние между строчками — 0,7 см. В данном примере 5 строчек выстегивания.

Наложить деталь на изделие по разметке. Приколоть булавками. Шестую (последнюю) строчку в центре детали проложить сквозную, настрачивая ее на изделие (илл. 13). Удалить булавки. Обработка декора завершена.

содержание   .. 

70   

 

73 

74 

75 

 

77 

78 

79  80 
..

В зависимости от вида и назначения трикотажного полотна оно подвергается
и соответствующей отделке, т. е. комплексу мокрых и сухих обработок,
преследующих цель придать полотну нужную окраску, товарный вид и
улучшить его свойства (формоустойчивость, несминаемость и т. п.).

Полотно, предназначенное для изготовления бельевых изделий, может
выпускаться отбеленным, крашеным, отваренным (стиранным) или набивным.
Кроме того, полотно каждого из перечисленных видов отделки может
подвергаться ворсованию, если оно выработано соответствующим
переплетением.

Трикотажное бельевое полотно в подавляющем количестве выпускается
гладкокрашеным, т. е. одноцветным. Такое полотно проходит полный цикл
обработки; полотно из цветных нитей (так называемое пестровязаное)
крашению не подвергается и проходит неполный цикл обработки.

Суровое полотно поступает на склад красильно-отделочного цеха по
партиям, которые содержат 10—12 кусков полотна одного артикула. Куски
сурового полотна хранятся на стеллажах склада. Партия для обработки в
красильном цехе подбирается из кусков, одинаковых по артикулу, ширине и
весу. Каждую партию трикотажа сопровождает паспорт с указанием номера
партии, артикула, номера и веса каждого куска, ширины полотна, цвета и
прочности окраски.

Для отварки, отбелки, крашения и других процессов мокрой обработки
применяют жгутовые барки, оснащенные программным терморегулятором. Перед
тем как окрасить или отбелить полотно в барке, куски трикотажа одной
партии сшивают встык по всей ширине полотна в бесконечную ленту.
Более прогрессивным способом является отварка, отбелка и крашение
полотна не в барках, и в автоклавах. Для этого полотно предварительно
накатывают в расправленном виде на перфорированный барабан, который
помещают в автоклав, где полотно отваривается, отбеливается или красится
под давлением. В этом же аппарате производится отжим его продувкой
воздуха.

Перед тем как окрасить трикотаж в светлые тона, его подвергают отбелке,
в результате которой полотно приобретает белый цвет и способность хорошо
смачиваться и равномерно окрашиваться с получением более чистых и ярких
оттенков. Отбелка разделяется на две самостоятельные операции: отварку и
собственно беление.

Отварка. Эта операция преследует цель очистить полотно от естественных
примесей (при обработке полотна из натуральных волокон), а также от
эмульсии, масляных пятен и загрязнений, нанесенных на него в процессе
вязания и транспортировки.

Отварка производится в водном растворе моющих средств (растворов мыла,
кальцинированной соды, препаратов ОП-7 или ОП-Ю и др.) при температуре
60—98°С (в зависимости от вида сырья). После окончания процесса отварки
полотно промывают проточной водой с постепенным расхолаживанием ванны до
температуры 35—40° С.

Отбелка. В процессе отбелки (собственно беления) происходит
обесцвечивание естественной окраски волокна под действием белильных
растворов. В качестве белильного средства (окислителя) чаще всего
используют перекись водорода (перекисная отбелка). Отваренное и промытое
полотно отбеливается в растворе силиката натрия, пергидроля и едкого
на!’рия при постепенном нагревании ванны до температуры 85—95° С и
обработке при этой температуре в течение 45—100 мин (в зависимости от.
вида волокна).

Беление полотна из ацетатных нитей производят после отварки и промывки в
растворе уксусной кислоты с применением дисперсного красителя (белого Ж)
при температуре 75° С. Капроновым полотнам дополнительно придают белизну
обработкой оптическими отбеливателями.

После завершения процесса беления полотна тщательно промывают в
проточной воде с постепенным охлаждением до 40— 30° С.

Если хлопчатобумажные, вискозные полотна и полотна, выработанные из
пряжи хлопко-лавсановой или хлопко-вискозной, не должны быть окрашены,
то сразу после промывки в той жо барке их обрабатывают раствором прямого
белого красителя для придания белизны и аппретирующим раствором,
придающим полотну мягкость и уменьшающим прорубку при шитье.
Крашение. Цель этой технологической операции заключается в придании
отваренному или отбеленному трикотажному полотну требуемого цвета. В
трикотажной промышленности крашение полуфабриката производится в
светлые, средние и темные цвета.

К светлым цветам относятся: белый, розовый, голубой, сиреневый,
светло-бежевый, светло-серый, желтый, кремовый, золотистый, лимонный и
т. п.; к средним — темно-серый, темно-бежевый, зеленый, фрез, перванш,
терракот, электрик, васильковый, хаки, светлый коричневый и т. п., к
темным — коричневый, синий, красный, бордо, малиновый, темно-зеленый,
шоколадный, вишневый, черный и т. п.

Как правило, в трикотажном бельевом производстве количество светлых и
средних тонов значительно преобладает, над темными.

Для окрашивания трикотажа используют синтетические красители, которые по
своему химическому составу являются сложными органическими соединениями.
Выбор способа крашения и класса красителей регламентируется видом
окрашиваемого волокна и потребительским назначением полотна.

Полотна из хлопчатобумажной пряжи, вискозного шелка, полинозной пряжи
окрашивают прямыми, прямыми светопрочными, кубовыми, индигозолевыми и
активными красителями.

Окраска прямыми светопрочными красителями более стойка к свету, но
недостаточно насыщена. Гамма расцветок ограничена.

Диазотировочные красители после специальных обработок (диазотирования и
сочетания) окрашивают трикотаж в насыщенные и прочные цвета. Наиболее
широко их применяют для крашения в ярко-красный, бордовый, темно-синий и
черный цвета.

Кубовые, индигозолевые, активные красители при высокой прочности окраски
к воздействию мокрых обработок и света требуют более сложного режима
крашения; в гамме их расцветок отсутствуют коричневые, темно-синие,
черные тона.

С учетом свойств красителей полотна для бельевых изделий обрабатывают
прямыми и прямыми светопрочными красителями; для спортивных — прямыми с
последующим упрочнением,

прямыми светопрочными, диазотировочными, кубовыми,
индиго-золевыми и активными.

Полотна из нитей капрон, лавсан, ацетатного шелка окрашивают дисперсными
красителями. По простоте применения, разнообразию оттенков дисперсные
красители похожи на прямые. Прочность окраски этими красителями
достаточно высокая у лавсана, ацетатного шелка и недостаточная у капрона
и других полиамидных нитей — эластика, мэрона и гофрона.

Чтобы получить темные тона (черный, темно-синий, вишневый), ацетатные
полотна обрабатывают диазотировочными дисперсными красителями.

Для прочного крашения капроновых, эластичных, гофроновых полотен можно
использовать активные дисперсные, дисперсные металлсодержащие,
кислотные, отобранные прямые, активные красители. Все эти красители
имеют один недостаток — при высоких показателях прочности проявляют
неоднородность сырья и дают неравномерную (зебристую) окраску.

Шерстяной трикотаж красят кислотными, кислотными хромировочными,
-кислотными металлсодержащими и активными красителями. Для трикотажа из
нитрона применяют дисперсные (для светлых тонов) и катионные красители.

Крашение полотен из смешанной пряжи, из сочетаний различных видов сырья
проводят смесями красителей, применяющихся обычно для крашения каждой
составляющей смеси.

Обработку смесью красителей можно осуществлять как в одной ванне, так и
последовательно — в зависимости от требуемых условий крашения для
смешиваемых красителей.

Крашение трикотажа должно производиться строго по установленным режимам
для каждого вида полотна, класса красителя и группы цветов. В режиме
содержатся рецептура и перечень всех операций крашения от наполнения
барки водой до выгрузки полотна с указанием продолжительности каждой
операции и температуры, при которой она проводится. В режимах на
отдельные виды полотен указываются также рецепты и процесс обработки
трикотажа аппретирующими препаратами, предупреждающими дефект прорубки
при шитье изделий. Аппретирующие препараты содержат обычно глицерин,
олеиновую кислоту и другие вещества, способствующие уменьшению жесткости
и коэффициента трения полотна. После аппретирования полотно не
промывается.

Одним из наиболее эффективных и перспективных способов отделки трикотажа
является речать по полотну. Для трикотажных полотен применяют обычно
способ фотофильмпечати, т. е. печати через сетчатые шаблоны. Полотно
наклеивается на ленту транспортера печатной машины и перемещается вместе
с лентой. Во время остановки транспортера на полотно опускаются шаблоны
с краской, которая протирается паклей на полотно и

образует рисунок, соответствующий рисунку данного
шаблона. „ Напечатанное полотно подсушивается и запаривается для
фиксации красителя на полотне, а затем промывается, мылуется и
аппретируется.

Отжим. После мокрых обработок (отбелки, крашения, аппретирования и т.
п.) трикотажное полотно содержит значительное количество влаги (175—250%
к весу сухого трикотажа). Большая часть воды удаляется механическим
путем — отжимом полотна в центрифугах. Для отжима трикотажа применяют
центрифуги, оборудованные приспособлением для автоматического контроля
работы по заданному времени и для механизированной загрузки и выгрузки
полотна. Продолжительность отжима полотна в центрифуге устанавливается
от 3 до 20 мин, в зависимости от вида отжимаемого трикотажа.

Для эластичного и капронового полотна продолжительность отжима
минимальная (3—5 мин), так как при более длительном отжиме на полотне
появляются заломы, которые не исчезают при дальнейших обработках. Чтобы
избежать заломов, ацетатные полотна вообще не подвергаются отжиму.

После отжима в полотне остается еще от 55 до 90% влаги (в зависимости от
вида трикотажа конечная влажность капронового полотна составляет
20—25%), которая должна быть удалена в процессе сушки.

Сушка. Сушка трикотажного полотна с круглых машин производится на
петлевых сушилках непрерывного действия или вертикально-отделочных
агрегатах СКТ-48, оборудованных терморегуляторами.

Чтобы увеличить производительность сушилок и улучшить качество отделки
круглого полотна, рекомендуется его в мокром виде (после отжима)
предварительно расправить на накатной машине.

В камере петлевой сушилки куски полотна, сшитые концами в бесконечную
ленту и подвешенные в виде свободных петель на передвигающихся роликах,
обдуваются со всех сторон подогретым воздухом. Сушилка имеет три зоны:
сушки, охлаждения и увлажнения. Скорость движения полотна в сушилке
подбирается в зависимости от вида трикотажа и параметров начальной и
конечной влажности полотна. По выходе из сушилки полотно, разложенное
самокладом «в книжку», необходимо накатать в рулон и откаландрировать.

Отделочный агрегат СКТ-48 сочетает процессы сушки и каландрирования
круглого полотна.

Каландрирование полотна с круглых машин осуществляется на каландрах с
сукном, оборудованных терморегуляторами.

Этот процесс должен обеспечить получение равномерной и стабильной
петельной структуры и ширины полотна, придать

трикотажу устойчивость к усадкам в процессе носки и
стирки изделий. Это достигается ширением полотна, подпаркой и
про-глаживанием его при прохождении через поверхности нагретых валов.
Ширение производится ширителями (челноками), которые вставляются внутрь
полотна при входе его в каландр. Ширина челнока подбирается в
зависимости от диаметра вязальной машины, переплетения и вида трикотажа.

При выходе из каландра полотно накатывается в рулон.

Сушка и отделка основовязаного (вертелочного) полотна осуществляются на
сушильно-ширильных машинах.

Перед сушкой полотно распарывается и в расправленном состоянии подается
к машине. Чтобы уменьшить прорубку полотна во время шитья, рекомендуется
провести его аппретирование в плюсовке, сагрегированной с
сушильно-ширильной машиной.

Аппрет наносится во время прохождения полотна через валы, помещенные в
аппретирующей ванне. Из плюсовки полотно подается на иглы ширильных
цепей и накалывается на них своими кромками. Величина разводки ширильных
цепей обусловливает растяжение трикотажа в ширину и должна быть строго
регламентирована, так как от нее зависит величина усадки по ширине
готового полотна.

Чтобы уменьшить усадку полотна по длине, его заправляют в машину при
минимальном натяжении, исключающем вытяжку в длину. Двигаясь на
ширильных цепях, полотно проходит через сушильные камеры машины и по
выходе из них укладывается «в книжку» или накатывается в рулон. Режим
сушки и ширения (температура, скорость, величина разводки цепей и т. д.)
полотна задается в зависимости от вида трикотажа и его ширины после
крашения.

Капроновые полотна после крашения и отжима подвергаются стабилизации,
цель которой заключается в придании полотну устойчивости к усадкам при
мокрых обработках. Стабилизация капронового вертелочного полотна
производится горячим воздухом на- сушильно-стабилизационных машинах при
температуре 190° С.

Трикотажные полотна после сушки и каландрирования проходят вторичную
браковку, где выявляются дефекты, которые могли возникнуть в процессе
крашения и отделки (неровнота крашения, непрокрас, пятна, заломы, замины
и т. п.).

Ворсование. Трикотаж с круглых машин, предназначенный для ворсования,
окрашивается ворсуемой стороной наружу, поэтому перед крашением полотно
выворачивают на специальной (выворотной) машине.

Назначение процесса ворсования — разрыхлить футерные нити, с тем чтобы
образовалась сплошная ворсовая поверхность. Для ворсования трикотажа
применяют многовальные игловорсовальные машины ВИ-186. Расчесывание
футерных нитей в круглом поперечновязаном полотне или протяжек в
основовязаном’ производится на этих машинах системой ворсовальных и
противоворсовальных валиков, обтянутых игольчатой лентой.

Круглое полотно ворсуется по два раза с каждой стороны, вертелочное — во
всю ширину также в два прохода.

Куски наворсованного полотна укладываются «в книжку». Для сохранения
стройности ворса при дальнейших перевозках и хранении полотно с круглых
машин снова вывертывают ворсом внутрь и бракуют с одновременной накаткой
в рулон. При браковке полотно просматривают с обеих сторон, чтобы
выявить дефекты крашения и ворсования.

Окончательная отделка круглого ворсованного полотна производится на
каландре; вертелочное полотно после ворсования пропускается через
сушильно-ширильную машину.

Эти операции необходимы для того, чтобы предупредить усадку полотна по
длине во время эксплуатации изделий, так как полотно в процессе
ворсования значительно вытягивается в продольном направлении и сужается
в ширину. Каландрирование и ширение восстанавливают первоначальную (до
ворсования) ширину полотна и делают ее более стабильной.

содержание   .. 

70   

 

73 

74 

75 

76 

77 

 

79  80 
..

ОТДЕЛКА ВЕРХНЕГО ТРИКОТАЖА

Красивый внешний вид изделий верхнего трикотажа (колористический эффект,
гриф, правильная петельная структура, объемность и др.), а также
сохранение этого вида и размеров изделий в носке и после стирок при
эксплуатации в большой степени зависят от технологии их отделки, т. е.
мокрых обработок (отварки, крашения, стирки, аппретирования) и
термообработок (релаксации, стабилизации, заключительной отделки готовых
изделий).

Все влажно-термические обработки трикотажа позволяют выровнить петельную
структуру, повысить мягкость и объемность изделий, кроме того, облегчить
их шитье, так как в этом случае увеличивается стабильность формы и
размеров выкроенных деталей и ликвидируется закручивание краев и перекос
их.

Следует отметить, что особенное значение влажно-термические обработки
приобретают в отделке трикотажа из синтетического сырья, в том числе из
высокообъемных нитей и пряжи. Например, неотделанное изделие из
высокообъемной нитроновой пряжи имеет до 11 —12% остаточных деформаций,
а отделанное— от 0 до 8%; неотделанное полотно из комэлана усаживается
после стирок на 17—20%, а в отделанном полотне усадка не превышает 2—5%.

Наиболее целесообразной является следующая последовательность отделочных
операций в производстве изделий верхнего трикотажа из крашеного сырья.

Для отделки изделий из натуральных и искусственных волокон:

1) стирка, в процессе которой полуфабрикат освобождается от загрязнений
и затем аппретируется препаратами с антистатическими и предупреждающими
прорубку свойствами;

2) сушка в свободном состоянии, которая способствует, как и стирка,
наиболее полной усадке изделий и проявлению объемности пряжи или нити;

3) предварительное формирование, включающее пропаривание, подсушивание и
охлаждение полуфабриката, в результате чего изделие расправляется и
улучшается внешний вид структуры переплетения;

4) заключительная отделка, которая производится
после сшивания изделия и состоит в пропаривании готового изделия на
формах.

Для изделийизсинтетическихнитейипряжи все этапы до заключительной
отделки аналогичны этапам отделки полуфабриката из натуральных и
искусственных волокон, затем, после предварительного формирования,
следует операция стабилизации, цель которой зафиксировать полученную
структуру; после чего изделие пошивается и проходит заключительную
отделку (пропаривание) уже в готовом виде.

Полуфабрикаты из высокообъемных капроно-ацетатных нитей стирать сразу
после снятия с машин не рекомендуется, так как полотно резко теряет свою
объемность. Для отделки этого вида трикотажа стирку можно не
предусматривать совсем или производить ее после пропаривания полотна в
процессе предварительного формирования.

В настоящее время в связи с отсутствием на предприятиях отделочного
оборудования, необходимого для полного цикла отделки, используют, как
правило, лишь предварительное формирование для изделий из натуральных и
искусственных волокон и их смесей, а также для изделий, изготовленных из
сочетания высокообъемных синтетических нитей с пряжей из натуральных и
смешанных с натуральными волокон. Этот вид отделки применим и для
полотен из высокообъемных нитей мэрон, поскольку процесс изготовления
самой нити придает высокую формоустойчивость изделиям.

Отделка полотен, выработанных на круглых машинах, из натуральных и
искусственных волокон, сочетания высоко-объемных синтетических нитей с
пряжей из натуральных волокон и смешанных с натуральными, а также из
нитей мэрон включает следующие операции:

1) отлежка сурового полотна «в книжке» в течение суток при нормальных
атмосферных условиях (для полотна из нитей мэрон отлежка двое суток);

2) подготовка полотна к отделке, которая заключается в подборе кусков
трикотажа по переплетению, ширине и толщине, пришивании к первому куску
каждой партии заправочного полотна из хлопчатобумажной пряжи и сшивании
последующих кусков одной партии между собой по ширине (партией считается
5—6 кусков полотна одного переплетения, ширины, толщины и цвета);

3) каландрирование полотна с пропаркой в течение двух проходов; размер
ширителя каландра должен быть равен ширине полотна, сложенного трубкой,
и не превышать эту величину более чем на 1 см (увеличение размера
ширителя вызовет дополнительную усадку полотна в процессе раскроя и
шитья трикотажных изделий).
4) отлежка отделанного полотна в книжке в течение 1—2 суток в
зависимости от вида сырья.

Отделка купонов, выработанных на круглых двойных машинах из тех же видов
сырья, что и полотно, состоит в следующем:

1) отлежка купонов при нормальных атмосферных условиях в течение 4 ч;
сокращенный срок отлежки в данном случае допустим, так как купоны
находятся в свободном состоянии уже сразу после прохода оттяжных валиков
вязальной .машины и фактически срок отлежки их наступает с этого
момента, в то время как полотно долго лежит накатанным в рулой и не
имеет возможности изменять свои размеры;

2) запарка купонов на запарных прессах; купоны надевают па рамку
ширителя по одному и укладывают на стол запарного пресса; отделка
производится с предварительным пропариванием и пропариванием под
прессом, после чего купоны охлаждаются; размер ширителя подбирают по
ширине сурового купона с допуском ±1 см, время запаривания и давление
пара зависит от вида отделываемого купона; при отделке не нарушают
комплектовку купонов между собой и с прикладом, приклад (воротники,
карманы, бейки и т. п.) отделывается одновременно с купонами в тех же
условиях;

3) отлежка отделанных купонов и приклада в течение 5 ч.

Отделка деталей изделий, связанных на плоскофан-

говых или двойных котонных машинах, может производиться так же, как
купонов, с той лишь разницей, что детали не надеваются на рамку, так как
имеют плоскую форму, а укладываются на поверхность стола запарного
пресса вместе с деталями комплекта. Отделывать таким образом детали
изделий с одинарных котонных машин не представляется возможным из-за
закручиваемости их краев. Поэтому, как отмечалось выше, суровые детали
предварительно сшивают в изделия (без под-кроя горловины, пришивания
воротника или беек, пуговиц и т. п.) и запаривают на специальных машинах
(типа «Трикосет») надетыми на форму, после чего изделия дошивают,
передают на заключительную отделку в готовом виде, сортируют, маркируют
и упаковывают.

Отделка полотен из синтетических волокон, например из эластичных нитей,
должна предусматривать, как уже говорилось, релаксацию структуры нитей и
трикотажа, в процессе которой они освобождаются от внутренних
напряжений, приобретают правильную петельную структуру, становятся
мягче, эластичней. С этой целью полотна, снятые с вязальных машин,
подвергают отварке в жгутовой барке. Там же после промывки полотно
аппретируется для придания ему большей мягкости, упругости и
устойчивости к прорубке. (Отваренное полотно окрашивается в той же
барке, если оно было связано

из суровых нитей.) Вынутое из барки полотно
отжимается в центрифуге, накатывается на специальной машине и
высушивается в петлевой сушилке.

Для окончательной фиксации полученной после релаксации структуры
трикотаж подвергается стабилизации горячим паром на стабилизационной
машине. После стабилизации куски полотна проходят рассортировку и
направляются для отлежки перед раскроем.

содержание   .. 

40   

 

43 

44 

45 

46 

47 

48 

49  50 
..

КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИИ

Классификация трикотажных изделий

Широкая область применения трикотажных изделий и разнообразие
предъявляемых к ним требований в зависимости от назначения обусловливают
необходимость выпуска продукции , в большом и разнообразном ассортименте.

В настоящее время некоторые виды одежды, например
чулки и носки, женское белье, полностью изготавливаются вязаным
способом. Из трикотажа выпускается около 75% всех бельевых изделий и
значительная часть верхних. Кроме того, трикотаж находит применение в
технике (в качестве фильтров, прокладок, каркасов), в промышленности:
обувной (в качестве подкладки резиновой обуви и армирующего слоя
искусственной кожи), галантерейной (при выработке кружев, гардин и
корсетных материалов вязаным способом), ковровой (при изготовлении
вязаных ковров), а также в медицине (для изготовления трикотажных
бинтов; протезов кровеносных сосудов), в сетевязальной и других
отраслях.

Все трикотажные изделия разделяются на изделия бытового назначения и
технический трикотаж.

Ассортимент бытовых трикотажных изделий подразделяется по следующим
признакам: назначению, способу изготовления, виду применяемого сырья,
способу отделки и структуре переплетения.

По назначению трикотажные изделия подразделяются на пять классов: 1)
бельевые, 2) верхние, 3) чулочно-носочные, 4) перчаточные, 5) головные уборы и платочно-шарфовые.

Каждый класс содержит группы изделий, подразделяемых по поло-возрастным
признакам. Например, в классе бельевых изделий имеются группы — белье
мужское, женское и детское; в классе чулочно-носочных изделий носки
подразделяются на мужские, женские и детские, чулки — на женские и
детские.

Некоторые группы изделий подразделяются на подгруппы в зависимости от
сезонного назначения изделий; например, группа женских перчаточных
содержит три подгруппы: зимние, летние и демисезонные изделия.

Внутри каждой группы или подгруппы изделия подразделяются по видам, т.
е. по наименованиям изделий. Так, в классе бельевых изделий группа
мужского белья содержит следующие виды изделий: фуфайки, трусы, майки,
сорочки и т. д.; группа женскбго белья — панталоны, гарнитуры,
комбинации и т. д.; труппа детского белья — сорочки, трусы, майки,
панталоны, песочницы, ползунки и т. д.

В классе верхних изделий группа мужских содержит: джемперы (пуловеры),
жилеты, свитеры, куртки и т. д.; группа женских— жакеты, джемперы,
платья, костюмы и т. д.; группа детских— жакеты, джемперы, свитеры,
пальто, куртки, комбинезоны и т. д.

Класс чулочно-носочных изделий включает следующие виды изделий: чулки,
получулки, рейтузы со следом, гетры, носки, подследники; класс
перчаточных изделий — перчатки и
варежки; класс головных уборов и платочно-шарфовых — шапочки, береты,
подшлемники, платки, шарфы.

Виды изделий подразделяются на типы, которые определяют конструктивные
особенности изделия. Например, ГОСТ 2106—61 предусматривает три типа
панталон: длинные, короткие, панталоны-трусы; блузки выпускаются двух
типов: блузка для заправки в юбку, блузка для носки навыпуск.

Каждый тип изделия содержит несколько артикулов. Артикулом называется
условное обозначение в виде номера (шифра), присоединяемое к
наименованию изделия.

Артикул изделия характеризует фасон (или группу фасонов), вид и номер
пряжи, из которой изготовлено полотно данного изделия, структуру полотна
и тип машины, на которой оно выработано.

В действующих прейскурантах на трикотажную продукцию артикулы изделий
обозначаются пяти- или шестизначными числами, в отдельных случаях они
дополняются буквами.

Первых два знака обозначают вид изделия, третий знак — вид сырья, из
которого оно изготовлено, четвертый знак — оборудование (вид полотна),
последующие знаки обозначают порядковый номер изделий в прейскуранте.

Буквенные обозначения вводятся дополнительно при использовании
специальных видов отделки полотна (набивки, применения особопрочного
крашения), при изготовлении изделий сложных переплетений (жаккардовых,
пике и др.), в случае применения специальных видов отделки изделий
(использования рисунчатых и рельефных беек, деккеровки и кеттлевки при
шитье).

Например, сорочка женская (вид изделия — 13), изготовленная из
хлопчатобумажной пряжи (вид пряжи — 0) на ластичной машине (вид
оборудования — 2) и имеющая порядковый номер по прейскуранту—1, будет
иметь артикул 13021; если эта сорочка получена из набивного полотна, то
ее артикул будет 13021-Б. Жакет женский (вид изделия — 52),
изготовленный из шерстяного полотна (вид сырья — 8) на интерлочной
машине (вид оборудования — 2), имеющий порядковый номер— 2 и выполненный
с применением кеттлевки деталей на протяжении 4 дм, будет иметь артикул
52822-Е4.

По способу изготовления трикотажные изделия разделяются на кроеные,
полурегулярные, регулярные и комбинированные.

Кроеные изделия пошивают из метражного трикотажного полотна, имеющего
произвольную ширину или ширину, равную ширине изделия. Последнее
относится к поперечновязаным одинарным и двойным полотнам; в этом случае
изделие изготавливается без боковых швов. Процесс раскроя и шитья
кроеных изделий трудоемок, главным недостатком его являются
значительные отходы в раскрое (20—25%). Таким способом изготавливаются
верхние и бельевые изделия и некоторая часть варежек, перчаток и
головных уборов.

Полурегулярные изделия изготавливают из купонов, которые вяжутся
заданной длины с применением различных переплетений для стана, пояса и
низа рукавов. При вязании купонами низ изделий (стана или рукавов), как
правило, зарабатывается на машине, их края, изготовленные из одного вида
переплетения, составляют одно целое с рукавом или станом, связанными
другим переплетением. В этом случае изделие не имеет швов в местах
соединения пояса со станом или манжеты с рукавом, не требуется подшивать
низ изделия и рукавов; все это придает изделию более красивый внешний
вид. Значительно сокращается время на шитье изделий, например, на шитье
полурегулярного жакета требуется на 11% меньше времени, чем на шитье
кроеного. Уменьшаются и затраты полотна вследствие уменьшения площади
деталей, так как устраняется подгиб низа и сокращаются припуски на
швыиоверлоч-ную обрезь.

Полурегулярными изготавливают верхние изделия и бельевые для женщин, в
последнем случае изделия вырабатывают без боковых швов.

Регулярные изделия получают целиком на вязальной машине (например,
чулочно-носочные изделия, которые для придания им законченного вида
зашиваются по мыску или вдоль чулка; перчатки и варежки) или пошивают из
деталей, которым в процессе вязания придана полностью, требуемая
конфигурация. Детали сшиваются в изделие без подкроя или с
незначительным подкроем горловины, проймы или оката рукавов. При этом
способе отходы оказываются минимальными а составляют 6—8%- Недостатком
его является более высокая трудоемкость в вязании по сравнению с
изготовлением полотен для кроеных изделий. Таким способом изготавливают
верхние изделия.

Комбинированные изделия представляют собой сочетание деталей, вязаных
регулярным способом и кроеных из полотна или изготовленных из купонов.
Преимуществом этого способа является получение минимальных отходов при
раскрое в сочетании с высокой производительностью при вязании.
Достигается это тем, что рукава изделий, отходы при раскрое которых
имеют максимальный удельный вес, изготавливаются регулярным способом, а
станы — кроеным или полуре-гулярным. Этот способ применяется при
изготовлении жакетов.

По виду применяемого сырья трикотажные изделия делятся на три группы:
А—изделия, изготавливаемые из пряжи из натуральных волокон и пряжи из
натуральных волокон в сочетании или в смеси с искусственными и
синтетическими (до 30%
включительно) пряжей или нитями; Б— изделия, изготавливаемые из
искусственных нитей и пряжи из искусственных волокон, а также из
искусственных нитей в сочетании с синтетическими нитями или пряжей (до
30% включительно); В — изделия, получаемые из нитей и пряжи из
синтетических волокон, а также из нитей и пряжи из синтетических волокон
(свыше 30%) в сочетании или в смеси с натуральными и искусственными.

По способу отделки трикотажные изделия разделяются на суровые,
отбеленные, крашеные, пестровязаные, набивные, начесные, подваленные,
тисненые, отделанные под замшу, со специальной обработкой и др.

По структуре переплетения трикотажные изделия разделяются на
поперечновязаные (кулирные) и основовязаные, каждые из которых могут
быть двойными и одинарными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *