ВСЕ О ПЕРЕПЛЕТЕНИИ В ТРИКОТАЖЕ

В эту группу входят переплетения: поперечновязаные — гладь, ластик и изнаночный трикотаж; основовязаные — цепочка, трико, атлас, ластичная цепочка, ластичное трико и ластичный атлас.

Поперечновязаным одинарным переплетением является гладь.
Лицевая сторона глади (рис. 1-35, а) состоит из продольных рубчиков, образующихся благодаря тому, что петельные палочки перекрывают изогнутые участки петель — игольные дуги и протяжки. Изнаночная сторона глади (рис. 1-35, б), наоборот, состоит из поперечных полос, образованных изогнутыми участками петель — игольными дугами и протяжками, которые перекрывают петельные палочки. Изнаночная сторона глади, благодаря тому что она образована изогнутыми участками петель, которые вызывают большое рассеивание падающих лучей света, имеет более матовый вид, чем лицевая сторона, особенно при выработке глади из искусственного шелка.

Гладь, несмотря на ряд недостатков, широко применяется для бельевых, спортивных и верхних изделий. Гладь легко распускается как в направлении вязания, так и в обратном направлении, а также в направлении петельных столбиков при обрыве нити в петле. Кроме того, гладь закручивается по краям срезов при раскрое из нее изделий и по кромкам— при выработке изделий на вязальной машине отдельными деталями (с цельновязаным краем).

Гладь для белья вырабатывают на машинах с одной игольницей — МТ, мальезных и многозамочных. Для верхних трикотажных изделий гладь вырабатывают на котонных машинах с одной игольницей и на фанговых машинах с двумя игольницами. При выработке глади на фанговой машине одна игольница выключается из работы.

Ластик
— двойное поперечновязаное переплетение, у которого лицевые столбики глади чередуются с изнаночными на лицевой и на изнаночной стороне полотна.

Схема переплетения глади

Рис. 1-35. Схема переплетения глади: а — лицевая сторона; б — изнаночная сторона.

Изнаночные столбики глади ввиду большой упругости ластика оказываются скрытыми внутри трикотажа, за лицевыми петельными столбиками и поэтому кажется, что ластик имеет и с лицевой, и с изнаночной стороны одинаковое строение —лицевое (рис. 1-36). Поэтому ластик относится к лицевым переплетениям. Степень захода изнаночных петельных столбиков за лицевые зависит от упругости нити и плотности вязания. Упругость ластика повышается при выработке его из трощеной пряжи в два конца.

Схема переплетения ластика 1+1

Рис. 1-36. Схема переплетения ластика 1+1.

Ластик по сравнению с гладью обладает меньшей распускаемостью. Он распускается только в направлении, обратном вязанию, не закручивается. Ластик так же широко, как гладь, применяется для изготовления белья и особенно верхних изделий. Ластик, выработанный на тонколастичных машинах, применяется для изготовления белья; выработанный на плоско-и круглофанговых машинах — для верхних изделий.

Изнаночный трикотаж
— двойной поперечновязаный трикотаж, его обе стороны (лицевая и изнаночная) напоминают по своему строению изнанку глади, благодаря тому что ряды петельных дут выходят то на одну, то на другую сторону полотна (рис. 1-37). Изнаночный трикотаж имеет такую же распускаемость, как и гладь, но в отличие от нее не закручивается.

Характерной особенностью изнаночного трикотажа является то, что он имеет почти одинаковую растяжимость по ширине и по длине. Вырабатывается этот трикотаж на оборотных машинах и применяется для верхних трикотажных изделий и платков.

Схема переплетения изнаночного трикотажа

Рис. 1-37. Схема переплетения изнаночного трикотажа

Схема и график переплетения цепочки

Рис. 1-38. Схема и график переплетения цепочки: а — с закрытыми петля ми; б — с открытыми петлями

Простейшим представителем основовязаных одинарных переплетений является цепочка. Схема этого переплетения и графическая запись цепочки даны на рис. 1-38. Графическая запись производится снизу вверх и представляет собой схему движения нитеводителя при образовании одного петельного столбика переплетения.

Для графической записи на бумагу наносят горизонтальные ряды точек, которые условно соответствуют петельным рядам, и вертикальные ряды точек, которые соответствуют петельным столбикам. Цепочка может быть выработана петлями открытого (рис. 1-38, б) или закрытого типа (рис. 1-38, а). Цепочка образуется, как это видно на рисунке, путем прокладывания нити в одном и том же петельном столбике. Цепочка обычно применяется в сочетании с другими переплетениями (в рисунчатом трикотаже) и для изготовления бахромы.

Схема и график переплетения трико

Рис. 1-39. Схема и график переплетения трико.

Трико
имеет односторонние протяжки и может быть образовано открытыми или закрытыми петлями (рис. 1-39). Петли трико, образованные одной нитью, располагаются поочередно в двух смежных столбиках. Наличие односторонних протяжек у петель вызывает зигзагообразный наклон петель в петельном столбике. Одинарное трико ввиду зигзагообразного строения петельных столбиков и его легкой деформируемости как по длине, так и по ширине имеет небольшое распространение. Одинарное трико при обрыве одной петли в полотне может распускаться по направлению петельного столбика.

Атлас
— это такое переплетение, в котором каждая нить последовательно образует во многих петельных столбиках петли с односторонними и двухсторонними протяжками. В зависимости от раппорта атласа чередуются ряды петель с разным наклоном, в результате поверхность такого переплетения по-разному отражает падающие лучи света и создает впечатление поперечной полосатости.

График и схема переплетения простого атласа

Рис. 1-40. График и схема переплетения простого атласа.

График переплетения сложного атласа

Рис. 1-41. График переплетения сложного атласа.

Атлас
называется простым (рис. 1-40), если петли, образованные одной нитью в нескольких петельных столбиках, в обратном направлении расположены до исходного петельного столбика в тех же петельных столбиках. Если поворотные петли образуются через разное количество петельных столбиков, то такой атлас называется сложным (рис. 1-41). Атлас как простой, так и сложный применяется для изготовления белья, тенисок, блузок, женских и детских платьев и для верхних изделий. Атлас закручивается по краям срезов при раскрое, а при обрыве нити в петле распускается по направлению петельного столбика.

Ластичная цепочка, ластичное трико и ластичный атлас
— это двойные основовязаные переплетения, которые вырабатывают на машинах вертелках, рашель и рашель-вертелках с двумя игольницами. На этих же машинах с одной игольницей вырабатывают указанные выше переплетения — цепочка, трико, атлас.

На рис. 1-42 представлены схемы и графическая запись ластичного трико. Особенностью этой записи является то, что условно ряды петель и петли в столбике второй игольницы изображаются в виде крестиков. При этом нужно иметь в виду, что все петли условно обозначенные точками, в процессе вязания сбрасываются одна на другую. Петли, обозначенные крестиками, также сбрасываются одна на другую. Петли, обозначенные точками, образуют лицевую сторону трикотажа, а петли, обозначенные крестиками, — изнаночную. Двойные основовязаные переплетения применяются главным образом для изготовления верхних трикотажных изделий и кроеных перчаток и варежек.

Схема и график переплетения ластичного трико

Рис. 1-42. Схема и график переплетения ластичного трико.

Структурные

К структурным видам относят производные основных с использованием нитей разных по толщине. Основа или уток для создания рельефа или рисунка удваивается по толщине в 2 – 3 раза. Несмотря на структуру полотна, оно мягкое и прочное. В зависимости от происхождения использованных волокон могут меняться показатели жесткости.

Репс



Репс относится к материалам, производным от простого (полотняного) переплетения. Материал подразделяют на три группы: основной и уточный репс, полурепс. Такое деление зависит от того, какая нить создает утолщение.

На поверхности репса образуется поперечный рубчик; на ткани, выработанной уточным репсовым плетением — продольный.

Полурепс может быть как уточным, так и основным. В технологии пролурепса используют раппорты с настилами различной величины.

С помощью данного способа производят файдешин, фланель из х/б сырья, платьевые и костюмные вид шерсти, шелковый и хлопковый репс.

Рогожка



Еще одним представителем подвида простого переплетения является рогожка. Перекрытие нитей производят с усилением утка и основы в раппорте. Поверхность полотен имеет структуру в виде чередующихся в шахматном порядке крупных квадратов. Оксфорд и двунитка — типичные представители рогожки.

Твил

Твил — ткань, выработанная саржевым переплетением, где нити основы, а также утка демонстрируют соотношение 2/2. Особенность материала в том, что в процессе производства используют скрученные нити. История возникновения связана с Шотландией, где ее производство было обусловлено желанием создать теплую одежду, защищающую от холодных ветров.

Материал хорошо окрашивается, и сохраняет яркость цвета. Его название по ошибке во времена герцога Виндзорского путали с твидом. И по характеристикам эти две ткани схожи. Если изначально твил изготавливали из хлопковых волокон, то сегодня чаще встречаются смешанные варианты.

Производят из хлопка (твил-сатин), в смеси с полиэстером, с эластаном (твил-стрейч). Полотна имеют фактурную поверхность и благородный блеск.

Вафельная



Вафельная ткань — фактурный текстильный материал, используемый в изготовлении домашнего текстиля, с характерным рельефным рисунком в виде углубленных ячеек с бортиками. Переплетение на базе саржевого ромбовидного с раппортом ¼.

Отлично впитывает влагу, не оставляет на протираемой поверхности ворсинок, обладает массажным эффектом. Изготавливают из хлопка, реже — из льняных волокон.

Диагональ



Диагональ — ткань, полученная способом саржевого переплетения. На лице присутствует мелкий ровный рубчик, расположенный диагонально под углом 45 градусов.

К свойствам плотной материи относятся: устойчивость на разрыв и истирание, способность сохранять форму в изделии, практичность. Ткань тянется в диагональном направлении, не дает усадку при стирке, долговечна.

Креповое



Технология производства креповых тканей основана на применении комбинированных переплетений. Поверхность материала имеет мелкозернистую фактуру. Перекрытие нитей производят на основе полотняного в различных комбинациях. Так на поверхности ткацкого полотна выполняют дополнительные перекрытия, разбросанные в определенном порядке.

Креповые перекрытия могут быть одиночными или групповыми. Существуют варианты с применением различных технологий. Примеры тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин и др.

Помимо прочности и привлекательного внешнего вида, креповые полотна удобны в шитье. Край среза не осыпается. Изделия хорошо сохраняют форму, не вытягиваются и не деформируются.

Виды переплетения трикотажа

В зависимости

от вида, трикотажные переплетения

классифицируются на главные,

производные и рисунчатые. В пределах

каждого класса переплетения подразделяются

на поперечновязаные и основовязаные,

одинарные и двойные.

В поперечновязаных

переплетениях петельный ряд образован

одной нитью. После образования петель

в одном ряду нить переходит в следующий

ряд и т. д., поэтому трикотаж

с поперечновязаными переплетениями

легко распускается в направлении

петельного ряда.

Для

получения основовязаных переплетений

требуется целая система нитей (основ),

так как каждая петля петельного ряда

образована из своей отдельной нити.

В процессе изготовления трикотажа

с основовязаными переплетениями

нити зигзагообразно переходят в петельные

столбики, поэтому петли обычно имеют

некоторый наклон. Трикотажные полотна

с поперечновязанымии основовязаными

переплетениями можно различить по форме

и наклону петли, а также

по распускаемости.

Трикотаж

с поперечновязаными и основовязаными

переплетениями бывает одинарным

и двойным.

Жаккардовое

переплетение —

имеет петли, образуемые с интервалами

согласно рисунку, но в тех местах,

где нить не формирует петлю, старая

петля не сбрасывается; может быть

поперечно- и основовязаным, одинарным

и двойным. Трикотажные полотна

с жаккардовым переплетением обладают

такими свойствами, как малая

растяжимость в ширину, хорошая

формоустойчивость, низкая распускаемость.

Жаккардовые переплетения широко

используются в трикотажных полотнах

для производства самых разнообразных

верхних изделий и полотен с купонами.

В качестве сырья используется

хлопчатобумажная и смешанная шерстяная

пряжа, а также высокообъемная пряжа

в сочетании с высокообъемными

нитями.

Прессовое

переплетение —

образуется петлями с набросками

(прессовыми петлями). Если в полотне

все петли прессовые, то переплетение

полотна называется фанг; если петельные

столбики прессовых петель чередуются

с обычными петельными столбиками,

то переплетение называется полуфанг.

Прессовое переплетение может быть

поперечно- и основовязаным, одинарным

гладкие, так и рисунчатые широко

применяются в трикотажных полотнах

для производства верхних и бельевых

изделий. Одинарное прессовое переплетение,

имитирующее ажур, используется

в трикотажных полотнах для изготовления

ажурных колготок и чулок, а основовязаное

рельефное — для пошива легких верхних

изделий.

Ластик

главное двойное поперечновязаное

переплетение, для которого характерно

чередование в ряду лицевых и изнаночных

петель. Достоинством ластика и преимуществом

его перед другими переплетениями

является его большая упругость

и растяжимость по ширине:

в

частности, ластик 1+1 по ширине

растягивается в 2 раза больше, чем

гладь. В связи с этим ластик широко

используется при изготовлении трикотажных

изделий и их деталей (манжет,

напульсников, воротников), которые

должны плотно прилегать к телу

человека и в то же время хорошо

растягиваться, а также при вязании

полотен для спортивных, бельевых

и верхних изделий. Распускается

ластик только в направлении, обратном

вязанию.

Изнаночное

переплетение —

это главное двойное поперечновязаное

переплетение, в котором ряд лицевых

петель чередуется с рядом изнаночных.

Лицевая и изнаночная стороны полотна

изнаночного переплетения имеют одинаковый

внешний вид, похожий на изнаночную

сторону глади. Трикотаж с изнаночным

переплетением распускается в направлении

вязания, а также в направлении,

обратном вязанию, не закручивается.

Обладает растяжимостью во всех

направлениях, что определяет его

использование при изготовлении головных

платков.

Цепочка,

трико, атлас —

это главные одинарные основовязаные

переплетения, которые используются

обычно в комбинации с другими

видами переплетений и для изготовления

бахромы.

Двойное

прессовое переплетение —

применяется в трикотажных полотнах

для изготовления бельевых изделий,

главным образом из хлопчатобумажной

и смешанной пряжи.

Ластичные

цепочка, трико и атлас —

это главные двойные основовязаные

переплетения, отличающиеся соответственно

от переплетений цепочка, трико и атлас

порядком чередования лицевых и изнаночных

столбиков. Ластичная цепочка применяется

при изготовлении бахромы к платочным

изделиям и в комбинации с другими

переплетениями, так же как и ластичные

трико и атлас. Изделия из трикотажа

этих переплетений имеют красивый внешний

вид.

В филейном

переплетении —

отсутствует связь между соседними

петельными столбиками в одном или

нескольких рядах подряд. Это переплетение

образовано чаще всего на базе таких

переплетений, как трико или атлас.

Ажурное

поперечновязаное переплетение —

образовано переносом петель из одних

петельных столбиков в другие. Так

как в ажурном переплетении структура

главного переплетения изменяется

незначительно, то его свойства мало

отличаются от свойств того переплетения,

на базе которого оно изготовлено.

Ажурное и филейное переплетения

в основном применяются при изготовлении

полотен для изготовления бельевых,

спортивных и детских изделий (утепленных

детских курток).

Рисунчатые

переплетения —

образуются на основе главных

и производных переплетений путем

изменения их структуры в целях

получения переплетений с цветными

или рельефными узорами. Широкое

распространение в трикотажной отрасли

легкой промышленности получили следующие

виды рисунчатых переплетении: жаккардовое,

прессовое, филейное, ажурное, неполное,

футерованное, платированное, плюшевое,

уточное.

В платированном

переплетении —

все или некоторые петли образованы

из двух одновременно провязываемых

отдельных нитей или более, наложенных

одна на другую. Это переплетение

может быть получено на базе

поперечновязаных и основовязаных

главных переплетений и их производных,

особенностью его структуры является

использование на лицевой и изнаночной

сторонах нитей из разных волокон с

повышенными теплозащитными свойствами

и хорошей износостойкостью.

Этот

вид переплетения используется для

производства бельевых и верхних

изделий.

Плюшевое

переплетение —

с ворсом образовано увеличенными

протяжками петель. Это переплетение

обладает повышенными теплозащитными

свойствами и используется для

изготовления чулочно-носочных, бельевых

и верхних изделий (халаты, пижамы,

детские изделия).

Уточные

переплетения —

это переплетения, в которых кроме

основных нитей постоянно или периодически

ввязываются одна или несколько

дополнительных уточных нитей, не образующих

петель. Уточные нити могут быть расположены

вдоль петельных столбиков или вдоль

петельных рядов, что делает трикотажное

полотно формоустойчивым, приближая его

свойства к свойствам тканей. Так,

поперечновязаный уточный трикотаж

благодаря поперечным уточным нитям

почти не растягивается в ширину

при прокладывании в качестве утка

неэластичной нити. Двойной уточный

поперечновязаный трикотаж с высокорастяжимой

уточной нитью применяется для изготовления

купальных костюмов, поясов для бельевых

изделий и др.

Жаккардовые виды



Жаккардовые полотна отличаются тем, что рисунок на них производится не с помощью печати, а выполняется на этапе переплетения нитей. Окрашенные в различные цвета нити участвуют в ткачестве. В результате получают полотна с двусторонним орнаментом.

Жаккард может быть крупно- или мелкоузорчатым. В зависимости от замысла автора в перекрытии могут участвовать до 45 нитей разных оттенков. Делят жаккардовые полотна на простые и многослойные. На базе данного переплетения изготавливают крупножаккардовый кулирный и основовязаный трикотаж.

Текстильные полотна с жаккардовым переплетением легкие и прочные, не тянутся, сохраняют форму, не подвержены выгоранию и линьке, выглядят очень дорого и презентабельно. Стоимость данного материала высока. Но и прослужит изделие из жаккарда не один год. При правильном уходе такие вещи не теряют первоначальной привлекательности десятки лет.

Рисунчатые трикотажные переплетения отличаются по структуре и технологии выработки. Самостоятельно они не способны формировать трикотаж. Поэтому за основу рисунчатых переплетений всегда берутся главные переплетения.

Схема рисунчатого трикотажного переплетения

Рисунчатые трикотажные переплетения создаются путем изменения размера петель главных переплетений, увеличения или уменьшения протяжек, включения в трикотожное полотно дополнительных волокон.

Классификация рисунчатого трикотажного переплетения

Группа трикотажа рисунчатых переплетений очень большая и имеет множество подвидов. Назовем основные из них.

  • трикотаж киперных переплетений. При его выработке нить основы прокладывается одновременно на две иглы. Здесь сочетаются два вида переплетений — кулирное и основовязанное;
  • трикотаж платированных переплетений. Он состоит из наложенных друг на друга различного количества петель;
  • трикотаж ажурных переплетений. Под данным понятием понимается кулирный трикотаж, где ряд новых петель протягивается через старые не только своего, но и соседних столбиков;
  • трикотаж ананасных переплетений. Это кулирный трикотаж, где определенные старые петли сбрасываются на новые и образуют петлю в новом ряду. Одновременно одна петля может быть надета на одну или сразу две иглы. Свое название данный тип переплетения, благодаря рисунку в виде ананасной корки, который венчает готовое изделие;
  • трикотаж уточных переплетений. Он формируется двумя или более системами нитей. Одни попадают на иглы и образуют петли грунта, а другие ввязываются в уже готовые петли грунта, без попадания на иглы;
  • трикотаж футерованных переплетений. Его изготавливают, ввязывая в грунт подкладочную нить, которая прокладывается не на все, а лишь на некоторые иглы;
  • трикотаж плюшевых переплетений. Отличается ворсом из удлиненных протяжек. Он получен, благодаря дополнительным нитям или штапельному волокну;
  • трикотаж прессовых переплетений. Некоторые его петли протягивают сквозь старые петли второго или третьего ряда, а также через незамкнутые петли;
  • трикотаж жаккардовых переплетений. Здесь иглы работают выборочно. Если на иглу не цепляется нить, то старая петля не сбрасывается;
  • трикотаж перекрестных переплетений. Его получают, протягивая петли сквозь предшествующие петли соседних столбиков;
  • трикотаж поперечно и продольносоединенный. В петельных столбиках могут чередоваться различные нити.
  • трикотаж глазковых и филейных переплетений. Трикотаж глазковых переплетений – это кулирка, где несколько петель сильно увеличены в своих размерах. В трикотаже филейных переплетений некоторые петельные столбики не связаны между собой. Это может встречаться в одном петельном ряду или в нескольких петельных рядах подряд;
  • трикотаж неполных переплетений. Характеризуется пропущенными петельными столбиками;
  • трикотаж перевязанных переплетений. В остовы такого материала ввязано дополнительное волокно;

Виды рисунчатого трикотажного переплетения

Почти каждый вид рисунчатого трикотажа имеет свои подвиды. Например, разновидностью киперного переплетения считаются киперные цепочки. Нить здесь прокладывается попеременно на две одинаковые иглы. В результате концы готового трикотажа закручиваются наизнанку. А вот киперное трико – еще один подвид киперного переплетения получают, прокладывая нить на две иглы и осуществляя сдвиг на один игольный шаг попеременно: вправо – для формирования второго ряда и влево – для формирования третьего. Таким образом, раппопорт киперного трико становится равным четырем рядам. Стоит отметить, что для производства данного вида переплетения используется техника кулирной глади и трико.

Примечательно, что трикотаж платированных переплетений представляет собой две большие группы:

  • гладкий трикотаж. Как правило, его изготавливают, применяя разные по составу нити. Самый распространенный вариант – хлопок и шелк. При этом коттон виден только с изнаночной стороны ткани, а шелк – с лицевой, придавая материалу приятный блеск. Такой трикотаж обладает высокой прочностью на разрыв и устойчив к воздействию влаги;
  • рисунчатый трикотаж. Он в свою очередь имеет свои подвиды. Это:

переменный трикотаж, перекидной трикотаж, накладной трикотаж, вышивной трикотаж.

Отдельно выделяют основовязанный трикотаж платированных переплетений. По своим свойствам он ничем не отличатся от обыкновенного платированного трикотажа. К платировке в основовязанном трикотаже прибегают, когда необходимо устранить зигзаги петельных столбиков, а также повышенную распускаемость изделия.  Основовязанный трикотаж платированных переплетений бывает таких видов, как:

  • платированные цепочки. В данном случае нити соединяются параллельно. Например, волокно А скрепляется с волокном В. На текстильных комбинатах при обращении к платированным цепочкам практикуют сочетание разных нитей – капрон с вискозой, люрекс с хлопком, шерсть с хлопком;
  • платированное трико. Чтобы его получить, прибегают к встречной кладке волокон на иглы.
  • платированные двойные основовязанные переплетения. Их могут применять на ластичных и интерлочных переплетениях. Платировка выполняет определенную функцию. Она должна устранить наклонные петли. Такой дефект возникает, когда протяжка соединяется с остовом петли.

Трикотаж уточных переплетений также можно сгруппировать по нескольким свойствам:

  • кулирный трикотаж уточных переплетений. Уточные нити переплетаются с основными следующим образом. Основные петли снимаются с игл, уток протягивается между снятыми и неснятыми петлями. В дальнейшем их снова надевают на иглы;
  • основовязанный трикотаж уточных переплетений. Уточная нить проходит по остовам основных петель и над протяжками.

Футерованный трикотаж имеет следующие подвиды:

  • кулирный одинарный трикотаж футерованных переплетений. Его второе название – нечесаный. Все дело в том, что футерная нить, которая берется в виде свободных отрезков и ввязывается в трикотаж, в дальнейшем расчесывается, образуя ворс. Он призван защищать от холода и удерживать температуру тела.
  • кулирный двойной трикотаж футерованных переплетений. К нему, например, причисляют ластик, двугладь. Причем при изготовлении футерованной двуглади скорость текстильных машин намного выше. Соответственно, повышается производительность;
  • основовязанный трикотаж футерованных переплетений. При его производстве футерная нить закрепляется в заднюю гребенку, а грунтовая, соответственно, в переднюю.

Трикотаж плюшевых переплетений бывает:

  • одинарным;
  • двойным;
  • платированным;
  • уточным;
  • полным;
  • неполным;
  • гладким;
  • рисунчатым.

Встречается и другая классификация трикотажа плюшевых переплетений:

  • кулирный платированный плюш. Самым востребованным его видом является кулирный одинарный плюш. Чтобы его получить две нити прокладывают на иглы. Причем так называемая грунтовая нить проходит в короткие петли, а плюшевая (или ворсовая) – в длинные;
  • основовязанный платированный плюш. Данный трикотаж изготавливают на двойных, а также фанговых установках. Различают два варианта основовязанного платированного плюша:
  • петельный. Ткани с таким переплетением производят на двойных агрегатах;
  • разрезной. Это переплетение получают путем разреза протяжек. В результате получается материал с ворсом, напоминающим щетку.

Стоит отметить, что в основовязанном трикотаже плюшевые петли связывают основы двух петельных рядов, следующих друг за другом. В результате петли формируют определенный наклон.

Не стоит забывать про трикотаж прессовых переплетений. Его выпускают следующих видов:

  • одинарный трикотаж прессовых переплетений. Его изготавливают на оборудовании с крючковыми иглами, а также с язычковыми иглами;
  • двойной трикотаж прессовых переплетений. Для формирования данного вида переплетения прибегают к двойным кулирным машинам.

Примечательно, что трикотаж прессовых переплетений может иметь различные рисунки. Самые распространенные из них – ажурные, рельефные и оттеночные.

Определенные характеристики имеет и трикотаж жаккардовых переплетений. Он встречается таких типов как:

  • кулирный трикотаж жаккардовых переплетений. Обычно его получают на одинарных установках, на которых иглы закреплены неподвижно, на круглой трикотажной машине и на оборудовании, где есть язычковые иглы. Кулирный трикотаж жаккардовых переплетений имеет свои подвиды:
  • одинарный кулирный трикотаж жаккардовых переплетений. Он бывает регулярным и нерегулярным. В первом случае все петли одинаковы по размеру. Во втором – петли различны. При этом один петельный ряд может формировать одна или несколько нитей одновременно.
  • двойной кулирный трикотаж жаккардовых переплетений. По структуре петель его делят на две большие группы – полный трикотаж и неполный трикотаж. Полный трикотаж производят, беря за основу схему ластика 1+1. При производстве неполного трикотажа иглы, задействованные для лицевой части, выполняют рисунок. А иглы, отвечающие за изнанку, работают через один петельный ряд.
  • основовязанный трикотаж жаккардовых переплетений. В текстильном производстве выделяют два подвида такого трикотажа – одинарный и двойной. В одинарном основовязанном жаккардовом переплетении нить прокладывают на те иглы, с которых будет сброшена старая петля. Двойной трикотаж жаккардовых переплетений образуется на язычковых иглах.

В свою очередь трикотаж поперечно – и продольносоединенный формирует отдельную большую классификацию. Начнем с поперечносоединенного трикотажа. Его разделяют на следующие подвиды:

  • рингель-трикотаж. Его узнают по характерному орнаменту – кольцам. Для этого на машинах используют несколько нитеводов. Рингель-трикотаж можно производить, сочетая множество переплетений – жаккард, прессовые узоры. В результате вариантов орнамента становится больше;
  • винтовой трикотаж. Он признан имитацией ринтель-трикотажа. Винтовой трикотаж производят на многосистемных круглых установках.

Продольносоединенный трикотаж нередко называют сплит-трикотажем. Его изготавливают, беря за основу кулирный трикотаж, где переплетение нитей выполняется таким образом, что дает возможность соединять продольные полосы. Сплит-трикотаж имеет несколько разновидностей:

  • накладной сплит-трикотаж. Его изготавливают, прибегая к смежным нитеводам. Они протаскивают по две нити на одни и те же иглы, соединяющие различные трикотажные полосы. В итоге между полосами возникает характерный рубец. Такая особенность считается основным недостатком накладного сплит-трикотажа;
  • черезигольный сплит-трикотаж. По сути – это улучшенный вариант накладного трикотажа. Здесь каждое волокно прокладывается на все иглы своей полосы. В конечном счете рубца удается избежать;
  • сплит-трикотаж с заходом. Нитевод, осуществляя один проход, прокладывает нить на определенное количество игл. Дойдя до конца он меняет иглу, беря ее с правой или с левой стороны;
  • прессовый сплит трикотаж. Иглы получают нити в каждом ряду и сбрасывают петли через один ряд;
  • сплит-трикотаж с интарзией. На определенном участке трикотажа вывязывается нить другого цвета. В результате получается фигура, отличная по цветовой гамме.

Несколько слов уделим и трикотажу неполных переплетений. Как правило, его делят на кулирный и основовязанный. Кулирный трикотаж неполных переплетений имеет ряд подтипов:

  • одинарный трикотаж. Его производят трикотажным и вязальным способом;
  • двойной трикотаж. Данный вид получают на основе ластика и двухизнаночного трикотажа. При этом некоторые иглы выключаются из работы, а петли с них сбрасываются.

В свою очередь основовязанный трикотаж неполных переплетений подразделяется на:

  • одинарный трикотаж. С его помощью изготавливают различные геометрические орнаменты – ромбы, прямоугольники, параллелограммы;
  • двойной трикотаж. Он также предоставляет большие возможности для создания различных рисунков.

Ткани с рисунчатым трикотажным переплетением

На сегодняшний день текстильный ассортимент предлагает достаточно большой ассортимент тканей с рисунчатым трикотажным переплетением.

Например, жаккардовый трикотаж изготавливают из хлопчатобумажной, шерстяной или объемной синтетической пряжи. Ткань идет на пошив спортивных костюмов, детской одежды, костюмов для женщин, пиджаков и сорочек для мужчин.

Бархат хорошо впитывает влагу, отлично пропускает воздух. В основе бархата обыкновенно шелковые нити. Материал не вызывает аллергии и  очень комфортен при носке.

Плюшевая ткань – разновидность бархата — отличается длинным ворсом, расположенным на лицевой стороны. Для производства данного материала используют шелк, хлопок, шерсть или синтетические волокна (скажем, полиэстер). Сам материал очень мягкий и приятный на ощупь.

А вот футер очень устойчив к износу. Он изготавливается из хлопка, шерсти. Также в его состав могут добавлять полиэстер и лайкру. Классический футер имеет характерный рисунок в виде рубчика

Свойства полотен рисунчатого трикотажного переплетения.

Ткани рисунчатого трикотажного переплетения обладают рядом характерных особенностей. Им присущи:

  • устойчивость к сминанию;
  • умение справляться с большими механическими нагрузками.

Преимущества рисунчатого трикотажного переплетения

Трикотаж рисунчатого переплетения наделен рядом положительных качеств:

  • он обладает хорошей прочностью;
  • для него характерна износостойкость;
  • трикотаж рисунчатых переплетений не распускается при обрезе;
  • в большинстве случаев данный вид переплетения имеет различную изнанку и лицо;
  • при производстве такого трикотажа есть возможность применять одновременно разные по составу основные и уточные нити. В результате готовый продукт получает ряд дополнительных свойств.

Недостатки рисунчатого трикотажного переплетения

Безусловно, трикотаж рисунчатого переплетения не лишен минусов:

  • многие его виды, в частности, киперное переплетение, закручивается в сторону изнанки;
  • при некачественном производстве трикотажа рисунчатых переплетений из него легко выдергиваются петли;
  • кулирный трикотаж уточных переплетений не растягивается ни по длине, ни по ширине;
  • плюшевый трикотаж плохо удерживает ворсовые петли. Для того, чтобы придать материалу большую износостойкость, повышают плотность вязания.

Примеры изделий с рисунчатым трикотажным переплетением

Из трикотажа с рисунчатым переплетением изготавливают достаточно большое количество изделий. Это свитера, жакеты, юбки, платья, кофты покрывала, декоративные подушки, чулки, головные уборы, аксессуары для волос, занавес для сцены, оббивка для мебели, оформление сценического пространства.

Рекомендации по уходу изделий с рисунчатым трикотажным переплетением

Правила ухода за изделиями, выполненными с использованием рисунчатого трикотажного переплетения, зависит от состава ткани. Впрочем, есть несколько требований, которые применяются ко всем типам материалов.

Ткани с рисунчатым переплетением можно стирать в машинке в деликатном режиме. При этом температура не должна превышать 40С. Также полотна допускается стирать вручную. Разумеется, не применяя абразивные моющие средства.

По окончании стирки изделия с рисунчатым переплетением лучше не отжимать в центрифуге. Она способна повредить структуру материала.

Стоит отметить, что ткань прекрасно высохнет на свежем воздухе, если развесить ее на веревке. Также ее можно разложить в помещении на горизонтальной поверхности. Единственное условие – рядом не должно быть включенных обогревательных приборов.

Глядят изделия с рисунчатым переплетением негорячим утюгом.

Фотогалерея

Трикотажные

изделия обладают лёгкой проницаемостью

для воздуха, влаги; способствуют более

широкому, чем в тканях, использованию

в нём синтетического сырья. Для

изготовления трикотажа в основном

используют хлопчатобумажную и шерстяные

нити, химические волокна (искусственные

и синтетические, в том числе текстурированные

нити).

  • поперечновязаный

    (кулирный) и основовязаный;

  • одинарный

    – однофонтурный и двойной – двухфонтурный.

  • однородный

    трикотаж – из волокон одного вида;

  • смешанный

    – из нитей, полученных из смеси различных

    волокон;

  • неоднородный

    – из нитей различных видов;

  • вигоневый

    – трикотаж из пряжи, полученной из

    смеси хлопка и небольшого количества

    шерстяных отходов.

Гладкие

Прежде чем рассматривать виды ткацких переплетений, стоит дать определение волокон, используемых в текстильном производстве. Волокна — нити, изготовленные прядением или химическим способом формирования из натурального, искусственного или синтетического сырья.

Нить основы — это волокна, натянутые на раму станка. Нить утка — это волокна, прикрепленные к челноку ткацкого станка. В процессе работы челнок продвигает нити утка между нитями основы, обеспечивая перекрытие.

Повторяющийся рисунок плетения называют раппортом. Обозначают буквой R. В зависимости от утка или основы ставят индексы “у” или “о” соответственно.

Сдвиг показывает число нитей, удаленных от предыдущего перекрытия. Обозначают литерой S с соответствующими индексами “о” или “у”.

В текстильном производстве применяют основные виды гладких переплетений:

  • Полотняное (простое).
  • Саржевое.
  • Сатиновое.
  • Атласное.

Атласные и сатиновые перекрытия объединяют в одну группу, потому что производятся они идентично и различаются по нити, представленной на лицевой стороне. Данную группу называют атласно-сатиновой.

Полотняное



К основным характеристикам тканей, выработанных данным способом, относятся такие свойства, как прочность, гладкость. Полотна с одинаковыми лицом и изнанкой могут иметь различные показатели плотности и жесткости. На ощупь поверхность гладкая. Производят гладкокрашеные и узорчатые ткани. Рисунок наносят печатным способом.

Методом простого переплетения в текстильной промышленности изготавливают такие виды тканей:

  • из хлопка: батист, маркизет, мадаполам, бязь, ситец, миткаль и др.;
  • из льняных волокон: костюмные, платьевые, бортовка, парусина;
  • из шелковых нитей: крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон;
  • шерстяные: сукно.

Таким образом, производят домотканые полотна ручной работы.  Для ткачества полотен с рубчиком одна нить должна быть толще. Неоднородность ниток создает ровный поперечный рисунок без сдвига. Ткани, сотканные данным способом, называют ложнорепсовыми. Например, тафта или поплин.

Простые переплетения обусловили тканям прочность. Шахматный порядок нитей демонстрирует устойчивость к разрыву и не склонен к истиранию, выдерживает стирку в горячей воде с применением отбеливателей и пятновыводителей. Поэтому бязь, ситец, лен считаются лидерами в пошиве предметов домашнего обихода и постельного белья.

Метод простого перекрытия считается базовым и используется в качестве основы для сложных схем ткацких переплетений.

Атласное и сатиновое



Отношение раппорта к сдвигу, выраженное дробью R/S, характеризует еще два, очень популярных и востребованных переплетений — атласное и сатиновое. В отличие от полотняных перекрытий в них нитки утка и основы переплетаются реже. Так получают гладкость и блеск лицевой поверхности полотна.

На лицевой стороне сатиновых полотен преобладают уточные нити. Типичный представитель группы — сатин ткут из ниток двойного плетения, произведенных по технологии скручивания волокна, что делает ткань прочной и износоустойчивой.

Атласное переплетение — вариант сатинового, выполненного идентично, но с преобладанием ниток основы на лицевой стороне. При данном способе уточные нити выводятся на лицевую сторону через 4 — 5 и более нитей основы. Технология позволяет получить гладкие полотна с характерным атласным блеском. Ткань скользящая, легкая, но прочная. В процессе шитья срезы склонны к осыпанию.

Атласно-сатиновое переплетение используют в производстве таких материалов: сатин, байка, ластик, атлас, некоторые виды драпа, костюмных и платьевых полотен, креп-сатин, подкладочные и корсетные материалы.

Саржевое

Ткани с наличием диагонального рубчика с углом наклона в зависимости от сдвига, производятся способом саржевого перекрытия. Угол составляет 45 градусов. В процессе ткачества выполняют асимметричный сдвиг на 1, 2 или 3 нити.

Традиционным способом производят саржевые полотна, в которых рубчик направлен сверху вниз, слева — направо. Бывают также полотна обратного направления. Данный способ является обратным саржевым переплетением.

Полученные саржевым плетением ткани демонстрируют свойства: плотность, в отличие от других главных переплетений — большая толщина и вес, способность растягиваться, особенно по диагонали, мягко драпироваться. Гладкие, стойкие к истиранию, они уступают остальным видам в показателях прочности. Но это не критично.

Примеры материала: саржа, смесовые полушерстяные и полушелковые, подкладочные.

Усиленная саржа имеет широкие косые полосы, благодаря этому рисунку повышается износостойкость материала. Так производится шотландка, бостон, шевиот, бумазея, габардин и др.

Существуют подвиды полотен с саржевым переплетением. Они составляют ассортимент тканых материалов.

Ломаная

Ломаная саржа представляет полотно с рисунком “елочкой”. Для данного типа характерно применение обратного саржевого плетения. Примеры тканей: шеврон, различные виды платьевых и костюмных материалов.

Со сдвигом

Подвид саржевого вида со сдвигом — видоизмененный вариант ломанного. Выполняется по аналогии с ним, но со сдвигом раппорта по основе или утку.  Используется для производства материала под названием грибсон. Такой способ переплетения называют обратно сдвинутым. Выполняют на базе саржевого с соотношением раппорта к сдвигу ¼; 2/2; 2/3.

Ромбовидная

Ромбовидные полотна вырабатываются на базе саржевых переплетений с соотношением к сдвигу ¼; 2/2. Их называют также крестовидными или лозанжем. Фактура ткани формируется раппортом из ромбов разной величины. Примеры: декоративные и платьевые.

Сложная

Сложная или стеганая саржа — это упругое полотно высокой прочности, характеризующееся наличием рельефных полос разной ширины. Изготавливается на базе раппорта ½, 2/2. Примеры материалов: декоративные, плательные.

К другим видам саржи относятся зигзагообразная (с переменным наклоном нити основы и утка), теневая (с переходом тени), криволинейная (меняющая угол наклона рубчика). Примеры тканей: декоративные и платьевые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *